Использование проектной методики в реализации компетентностного подхода в образовании
Использование проектной методики в реализации компетентностного подхода в образовании
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование проектной методики в реализации компетентностного подхода в образовании»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Н. А. Дамер
ОТММП, г. Омск
Мы живём в обществе бурно развивающихся технологий, когда объём информации удваивается каждые 3 года, список профессий обновляется более чем на 50% каждые 7 лет, и, чтобы быть успешным, человеку приходится менять место работы в среднем 3-5 раз в жизни. Кроме того, в эпоху Интернета и электронных справочников фундаментальные академические знания уже перестают быть капиталом. От человека, в настоящее время требуется, не только обладание какой бы то ни было специальной информацией, но и умение ориентироваться в информационных потоках. [1]
Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в
команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь
быстро из них выходить. [4]
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является компетентностный подход с использованием проектной методики.
Основной задачей компетентностного подхода при обучении является «освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов» .[2]
Также следует отметить, что базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентносто - ориентированный подход в образовании, и является метод проектов, который по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник учебного заведения оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Проектная методика позволяет развивать активное самостоятельное
мышление учащихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить
знания, а уметь применять их на практике. [3] В основе метода проектов
лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического и творческого
мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.
Перспективным компетентностное обучение с использованием проектной методики является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя, преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Преподаватель уже не является для учащихся единственным источником информации, он становится консультантом, помощником.
Изменяется и психологический климат в классе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу студентов на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.[5]
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее преподавателю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, и пр.).
Защита проектов, оппонирование.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. [6]
Проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относятся:
Умение решать проблемы
Умение работать в команде
Умение осуществлять деловую коммуникацию и учувствовать в дискуссии
Умение критически относиться к проблемам
Умение находить и работать с информационными источниками
Умение ставить цели и определять задачи
Всего этого можно достигнуть, если следовать основному принципу проектного метода – предоставлять проектным группам возможность работать как можно больше самостоятельно. [3]
Фактически проектная методика является той формой организации учебных занятий, при которой стало возможным реализовать основные принципы компетентностного подхода и при этом создать все необходимые условия для инициации у обучающихся реального процесса мышления и познания.
Литература
Безбородова Т. М. Компетентностно - ориентированный подход в организации обучения//Проблемы формирования и развития компетенций обучаемых в системе высшего профессионального образования/под ред. А.Г. Парадникова. – Омск 2009. – 190с
Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М. 2007. – 32с (Библиотечка «Первое сентября» Вып. 6(12)
Иванов Д. А. Компетенции учителя. – М. 2008. – 32с (Библиотечка «Первое сентября» Вып. 16