Гуманизация образования через применение проектной методики на уроках английского языка
Гуманизация образования через применение проектной методики на уроках английского языка
Цели воспитания культуры мира закономерно связываются со всеми учебными предметами. Важную роль здесь призвано сыграть изучение иностранных языков как средства коммуникации между людьми, представляющими разные страны и народы. Языковая культура – неотъемлемая часть культуры человека в целом. А одной из важнейших целей обучения иностранным языкам названо формирование у детей уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гуманизация образования через применение проектной методики на уроках английского языка »
Гуманизация образования через применение проектной методики
на уроках английского языка
(Р.Р.Абдуллина, В.В.Васильева, учителя английского языка
МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан)
Цели воспитания культуры мира закономерно связываются со всеми учебными предметами. Важную роль здесь призвано сыграть изучение иностранных языков как средства коммуникации между людьми, представляющими разные страны и народы. Языковая культура – неотъемлемая часть культуры человека в целом. А одной из важнейших целей обучения иностранным языкам названо формирование у детей уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.
Широкая, всесторонняя и правдивая информация о народах и странах земного шара – принцип воспитания культуры мира. Иностранный язык наряду с географией, историей, литературой и другими предметами школьного курса позволяет успешно решать эту задачу.
Для содержания и стиля английского языка характерно особое уважение к собеседнику, желание не нанести ему обиды, не подчеркнуть превосходства говорящего. В английском языке отсутствует местоимение «ты», это предполагает, что люди обращаются друг к другу только на «вы». Правило построения английского предложения требует, чтобы в случае упоминания в нём нескольких лиц местоимение «я» ставилось на последнее место. В этом языке предусмотрены все случаи обращения к частным лицам, включая ситуацию, когда известен или неизвестен пол адресата, а также к официальным лицам различных занятий и социального статуса: к полицейскому, врачу, учителю, профессору и др. Множество языковых и речевых единиц, грамматических и лексических оборотов гарантируют вежливость, мирную, спокойную манеру начала, ведения и окончания беседы, извинение в том или ином случае, благодарность за приглашение, угощение, услугу и т.п.
Многие английские слова и выражения характеризуют бережное отношение к индивидуальной, частной жизни человека. Специальный термин «privacy» (личная, частная жизнь), пословица «Мой дом – моя крепость» отражают уважение к частной, семейной жизни.
Всё это даёт учителю английского языка возможность в процессе преподавания воспитывать у учащихся уважение к людям, к английской культуре и традициям, а также хорошие манеры, по крайней мере, обращать на это внимание.
Это дало импульс для развития миротворческой лексики: «consensus» (согласие), «human rights» (права человека), «tolerance» (терпимость), «peace education» (воспитание в духе мира), «peace conflict resolution» (мирное разрешение конфликтов). Именно это направление в изучении английского языка является главным. Через страноведческий материал формируются не только языковые, но и коммуникативные компетентности, а значит, - и толерантности по отношению к иному национальному миру.
Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Введение ФГОС определяют стержневую линию гуманитаризации содержания образования: самоопределение личности в мировой культуре, общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, свободное и творческое реализация своих способностей.
Современное школьное образование имеет возможность дать человеку не только базовые учебные знания и профессиональные умения и навыки, но и помочь усвоить общечеловеческую культуру, на основе которой возможно развитие всех сторон личности с учетом субъективных потребностей школьников и объективных условий социокультурной среды.
Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает приоритетный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельностного и личностного подходов.
Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.
Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности.
Гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.
Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель - ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.
Современный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем, и все же не всегда его можно считать личностно-ориентированным. Сущность личностно-ориентированного урока состоит не просто в создании учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту учеников, признание самобытности и уникальности каждого ученика.
Каждый учитель иностранного языка мечтает не только приобщить своих учеников к изучению своего предмета, но хочет видеть их более развитыми, любознательными. Для достижения этих целей мы используем на своих уроках проектную методику. Данная методика позволяет нам создать на уроке исследовательскую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий, познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Группа учащихся формируется с учетом психологической совместимости. Группа выбирает задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.
В процессе работы учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации.
Работая над проектом, школьники учатся работать в команде, ответственно относиться к выполнению своего задания, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Учебники, по которым работают учителя гимназии, предполагают большое количество проектных работ. Здесь имеется безграничное поле для творчества. Возможность использования национально-регионального компонента( истории родного края, ее .знаменитостей, достопримечательностей)- еще одна привлекательная сторона проектной методики. Презентации проектов проходят как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. Выполненные проекты накапливаются в портфолио каждого ученика и хранятся в кабинете иностранного языка. При окончании школы, на последнем уроке английского языка, устраивается праздник и портфолио учитель отдает ученикам.
В ходе защиты проекта создается такая ситуация, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются личностные качества учащихся. Учитель выступает одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществить комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его личностного становления.
. Профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности:
уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);
передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.