kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование системы проблемных заданий на уроках английского языка..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В контексте изучения иностранного языка особую значимость приобретают такие группы проблемных заданий:

1. Поисково-игровые проблемные задания.

2. Коммуникативно-поисковые.

3. Коммуникативно-ориентированные.

4. Познавательно-поисковые культуроведческие.

5. Лингвистические поисковые проблемные задания.

          Согласно классификации В.В.Сафоновой к первой группе проблемных заданий относятся  поисково-игровые проблемные задания, направленные на развитие остроты наблюдения, быстроты реакции, различных видов мышления, творческого воображения.

Вторую группу заданий составляют коммуникативно-поисковые проблемные задания, направленные на развитие навыков работы с информацией определённого содержания, а также с текстами различных жанров с цель развития аналитических умений учащихся. При этом предполагается выход на монолог или полилог.

К третьей группе В.В.Сафонова относит коммуникативно-ориентированные  проблемные задания, направленные на формирование готовности решать коммуникативные задачи в различных ситуациях учебного, социально-бытового и культурного общения, т.е. развитие диалогической речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование системы проблемных заданий на уроках английского языка..." »

прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается  одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?».

Постановка проблемы

Анализ

Учитель

Ученики

Предъявление противоречивых нений

– Some people call this country England, some people say, “It is Great Britain”, the others name it UK.

(Проблемная ситуация.)

Побуждение в осознанию

– What is strange?
– Is it one country or three different countries?

– One country has many names.
(Осознание противоречия.)

Побуждение  к проблеме

– What will we speak about today?

–  The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland

тема

Фиксирует тему на доске.

 

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?»
Enjoy English 5 Unit 1 Section 1 [6]

 

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

Актуализация изученного

–  Read the words

– Say, speak, tell

 

– What do they mean?

– Сказать говорить

Задание на новый материал

– Can you put these words into correct places in the sentences?

Работая в парах, ученики заполняют пропуски в предложениях

Do you … German?
Mother … “Help me, please!”
He always  … funny stories.

Проверка задания

– Let’s compare the results

Ученики вывешивают на доску листы с вариантами ответов.
(Проблемная ситуация)

Побуждение  к осознанию

– Why do we have different sentences?

(Осознание проблемы)

Побуждение к проблеме

– Why is it so?
– What do we need o do the task?

– как правильно употребляются слова say, speak, tell

тема

– Употребление глаголов say, speak, tell

 

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников (или ранее изученными закономерностями) и научным фактом (новым правилом) создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?».

Enjoy English 2 Unit 4 Lesson 54 (данный приём можно использовать и на уроках 56, 57, 58, 60, 61) [3]

 

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

практическое
задание
«на ошибку»

На доске записаны слова
Ii – pig, I, like, swim, hi, nine

– Какая знакомая буква есть во всех словах?
Можете попробовать прочесть слова?


– Ii

Ученики пытаются прочесть

предъявление научного факта сообщением

– Правильно прочтет Мистер Рул.

(Осознание противоречия.)

побуждение к осознанию

– Что вы сказали сначала?
– А что оказывается на самом деле?

 

побуждение к проблеме

–  Чем же мы будем сегодня заниматься?

Учиться читать букву Ii  в новых словах

тема

Фиксирует тему на доске.

 

Enjoy English 3 Unit 4 Lesson 61 «Множественное число слов-исключений» [4]

 

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

практическое задание «на ошибку»

– Как сказать, что предметов или животных несколько?
– Можете сказать, что следующих предметов тоже много?

– A pen-pens, a dog-dogs

Ученики пытаются по аналогии образовать форму множественного числа.

предъявление научного факта сообщением

Мистер Рул считает по-другому (предъявление правила)

(Осознание противоречия.)

побуждение к осознанию

– Что вы сказали сначала?
– А что оказывается на самом деле?

 

побуждение к проблеме

– Чем же мы будем сегодня заниматься?

Учиться образовывать форму множественного числа слов-исключений

тема

Фиксирует тему на доске.

 

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».

Enjoy English 4 Unit 1Section 2 (подобный диалог может быть использован при введении и других грамматических времен) [5]

 

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

задание на известный материал

– Tell about your typical day. What do you usually do in the afternoon?

Выполняют знакомое задание легко

задание на новый материал

– Tell about your plans for the weekends.

Испытывают затруднение.
(Проблемная ситуация.)

побуждение к осознанию проблемы

– Can you do it? Why?
– What’s the problem?

– необходимо иначе употребить глаголы
(Осознание проблемы)

побуждение к проблеме

– What is our theme today?

– Рассказ о планах на выходные (Употребление глагола в будущем времени)

тема

Фиксирует тему на доске.

 

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.

Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Enjoy English 2 Unit 1 Lesson 18 [3]

Постановка проблемы

Анализ

Учитель

Ученик

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения

– Посмотрите, на страничке
Наша Family, _______:
Мама, папа, брат, сестричка и, конечно, с ними я. [7]
Лучше предъявить со зрительной опорой

 

– Кто догадался о чем сегодня пойдет речь?

– О семье

Тема

– Значит тема нашего урока?
(Фиксирует тему на доске)

– Family

Поиск решения учебной проблемы

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику, а подсказку необходимо придумывать каждый раз заново.

Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

«Enjoy English 4» Unit 3 Section 2 «Степени сравнения имен прилагательных» (Приложение 1)

На этапе введения нового материала или систематизации ранее изученных правил эффективным является использование заданий на анализ, обобщение, систематизацию и выявление закономерностей. Ученики добывают новые знания или обобщают изученное самостоятельно, а не получают их в готовом виде.

«Enjoy English 5» Unit 3 Section 4 «Причастия» (Приложение 2)

Важную роль на подобных уроках играет компьютерная презентация, которая служит опорным сигналом, средством визуализации теоретического материала. [8]

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока и задачи. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Одобрив цели, приняв их, ученики берут на себя часть ответственности за их реализацию. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует знакомство с новым материалом. Процесс получения новых знаний с использованием технологии проблемного диалога занимает на уроке больше времени, чем традиционное объяснение, но он гораздо эффективнее, так как достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Как отмечает автор технологии, использование проблемного диалога способствует достижению как предметных, так и метапредметных результатов. [2, с. 5-6]

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.

Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные,  коммуникативные и регулятивные.

В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.

Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.

Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.

Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов,  ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.

Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

Литература

  1. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.

  2. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС. Е.Л. Мельникова // Начальная школа: плюс До и После, № 9, 2012 г.

  3. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием (“Enjoy English”). Учебник англ. яз. для 2 кл. общеобр. учрежд. – Обнинск: Титул, 2006. – 128 с.

  4. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием (“Enjoy English”). Учебник англ. яз. для 3 кл. общеобр. учрежд. – Обнинск: Титул, 2007. – 144 с.

  5. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием (“Enjoy English”). Учебник англ. яз. для 4 кл. общеобр. учрежд. – Обнинск: Титул, 2007. – 144 с.

  6. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 5 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012. – 208 с.

  7. Коновалова Т.В. Веселые стихи для запоминания английских слов.– Спб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 32

  8. Рыбинцова Т.Н. Изучение темы «Разделительные вопросы» с использованием компьютерной презентации» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 учебный год, учительский портал. (электронный ресурс; режим доступа  http://festival.1september.ru/articles/506859)



















Использование системы проблемных заданий на уроках английского языка..."

      Пропроблемные задания, представленные в УМК Верещагиной, натолкнули меня на мысль о необходимости их использования в более широком спектре. Изучая различную методическую литературу, я обратила внимание на классификацию проблемных заданий, предложенную В.В. Сафоновой.    

       Она, а вслед за ней Е.Н. Соловова предлагают трактовать понятие «проблемные задания» как любые типы заданий (учебные, коммуникативные, аутентичные), которые при моделировании учителем проблемных ситуаций проходят определённую «переплавку» на уровне мыслительной деятельности, приобретая при этом особую осмысленность и личностную значимость.

В контексте изучения иностранного языка особую значимость приобретают такие группы проблемных заданий:

1. Поисково-игровые проблемные задания.

2. Коммуникативно-поисковые.

3. Коммуникативно-ориентированные.

4. Познавательно-поисковые культуроведческие.

5. Лингвистические поисковые проблемные задания.

          Согласно классификации В.В.Сафоновой к первой группе проблемных заданий относятся  поисково-игровые проблемные задания, направленные на развитие остроты наблюдения, быстроты реакции, различных видов мышления, творческого воображения.

Вторую группу заданий составляют коммуникативно-поисковые проблемные задания, направленные на развитие навыков работы с информацией определённого содержания, а также с текстами различных жанров с цель развития аналитических умений учащихся. При этом предполагается выход на монолог или полилог.

К третьей группе В.В.Сафонова относит коммуникативно-ориентированные  проблемные задания, направленные на формирование готовности решать коммуникативные задачи в различных ситуациях учебного, социально-бытового и культурного общения, т.е. развитие диалогической речи.

Четвёртую группу проблемных заданий составляют познавательно-поисковые культуроведческие задания, направленные на формирование умений интерпретировать определённую информацию культуроведческого содержания.

К последней группе относятся лингвистические поисковые задания, направленные на формирование лингвистических и филологических умений, например, догадаться о значении незнакомых языковых единиц по контексту, определить жанр текста, восстановить логику построения текста и т.д.

Подобные задания типичны для ЕГЭ, зачастую предлагаются учащимся групп углублённого изучения предмета, используются на олимпиадах.

В практической деятельности я использую различные проблемные задания.  Например:

Поисково-игровые проблемные задания, направленные на развитие остроты наблюдения, быстроты реакции, различных видов мышления, творческого воображения.

При изучении фраз приветствия в пятом классе можно провести ролевую игру «Посещение выздоравливающего друга». При подготовке к игре нужно еще раз подчеркнуть, что мы учимся общаться, а не просто говорить. Я даю рекомендации по общению в этой ролевой игре.

1.     Придя, в чей-либо дом вы, должны, прежде всего, постучать и спросить разрешения войти: «may I come in?».

2.     Если кто-либо интересуется вашим здоровьем, поблагодарите его и ответьте: «I am fine, thanks

            Коммуникативно-поисковые проблемные задания, направленные на развитие навыков работы с информацией определённого содержания, а также с текстами различных жанров с цель развития аналитических умений учащихся. При этом предполагается выход на монолог или полилог.

В качестве образца коммуникативно-поисковых проблемных заданий предлагаю следующие задания.

          при изучении темы «Одежда» можно использовать следующее задание, соответствующее данному типу: «Внимание, ребята! Сейчас я вам буду показывать образцы одежды. Скажите, куда, по-вашему, можно это надеть, и в какое время года?». Я показываю картинки с изображением блузки, свитера, платья и т. д.

Ученик:  «I can wear shorts in summer. I can wear sweater in winter».

Пример

При изучении темы «Животные», предлагается детям принести фотографию своего домашнего любимца или картинку с любимым животным и рассказать о нем.

 

Коммуникативно-ориентированные проблемные задания, направленные на формирование готовности решать коммуникативные задачи в различных ситуациях учебного, социально-бытового и культурного общения, то есть развитие диалогической речи. (Приложение № 3)

Проблемные задания, которые описаны ниже, можно использовать на разных ступенях обучения при изучении любой из тем.

Пример

В шестом классе с углубленным изучением языка при изучении темы «Великобритания»  детям предлагается расспросить друг друга по теме: «Asking the way». Представьте, что вы находитесь в Лондоне. Один из вас – иностранец, другой – житель Лондона. Узнайте у него как добраться от одного места до другого. Детям раздаются карты Лондона с условными изображениями  и карточки с фразами: "go straight ahead”, "it is opposite the shop”, it is next to the museum”, it is far from here”, turn right”, turn left”, go a long … street”.

Познавательно-поисковые культуроведческие задания, направленные на формирование умений интерпретировать определённую информацию культуроведческого содержания.

Например, учащимся предлагается распределить предложенные таблички  по группам, в соответствии с тем, где их можно встретить. Данное задание уместно использовать на уроках комплексного применения знаний и способов деятельности.

1.     Do not learn out of the window.

2.     Fragile

3.     Keep Right

4.     Keep off the Grass

5.     Nothing to Declare

6.     Mind the Step

7.     Beware of the Dog

8.     No Trespassing

9.     No Smoking

10.                                                                                                                                                                                                                                                         Mind the Doors

Лингвистические поисковые задания, направленные на формирование лингвистических и филологических умений, например, догадаться о значении незнакомых языковых единиц по контексту, определить жанр текста, восстановить логику построения текста и т.д.

Подобные задания типичны для ЕГЭ, зачастую предлагаются учащимся групп углублённого изучения предмета, используются на олимпиадах.

Пример 1

Учащимся предлагаются разрозненные абзацы текста «What Is Pop». Необходимо восстановить их логическую последовательность.

Необходимые свойства проблемных заданий

1. Аутентичное общение на занятии.

В данном контексте понятие «аутентичный» предполагает не только использование на уроке «взятого из жизни учебного материала», но и создание методически целесообразных условий естественного общения, то есть употребления языка для решения реальных коммуникативных задач.

2. Актуальность задания для участников.

Проблема, возникающая в процессе деятельности, должна быть интересна обучающимся, соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям.

3. Сложность задания.

Сложность надо подобрать так, чтобы в процессе деятельности участники сами приходили к необходимости присваивать новые знания и способы деятельности. Оно должно быть одновременно выполнимым, но требующим внутреннего развития участников.

4. «Информационное неравенство» партнеров.

Задания должно быть таким, чтобы для их выполнения нужны были партнеры и, следовательно, умение сотрудничать. Разноуровневая группа становится не препятствием, а преимуществом учебной ситуации. Участники, имеющие разные интересы, склонности и знания - не разный уровень одного и того же, а знания и умения из разных областей — дополняют друг друга.

5. Творческий характер.

Задания должны носить творческий характер, то есть предполагать создание нового продукта.

 

Чтобы развивать у учащихся коммуникативные умения  вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.          




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Использование системы проблемных заданий на уроках английского языка..."

Автор: Буянова Светлана Владимировна

Дата: 18.09.2015

Номер свидетельства: 231600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Применение современных образовательных технологий на уроке английского языка"
    ["seo_title"] => string(79) "primenenie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologii_na_uroke_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "520431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1569096780"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Лингафонный кабинет, как шаг к улучшению качества преподавания английского языка в системе СПО "
    ["seo_title"] => string(110) "linghafonnyi-kabiniet-kak-shagh-k-uluchshieniiu-kachiestva-priepodavaniia-anghliiskogho-iazyka-v-sistiemie-spo"
    ["file_id"] => string(6) "235621"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443775407"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методическая разработка : «Использование современных педагогических технологий  на уроках английского языка»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaispolzovaniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiinaurokakhanghliiskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "314184"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459625144"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Цифровые технологии на уроке английского языка в средней школе"
    ["seo_title"] => string(66) "tsifrovye_tekhnologii_na_uroke_angliiskogo_iazyka_v_srednei_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "614080"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1664457306"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Саморазвитие и самореализация учащихся на уроках английского языка через использование проектной технологии "
    ["seo_title"] => string(129) "samorazvitiie-i-samoriealizatsiia-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-chieriez-ispol-zovaniie-proiektnoi-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "148546"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419771446"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства