kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конструирование «Хороших» учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и рефлексию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

. В стандарте нового поколения сформулировано основное требование – это формирование ценностно-смысловых установок: личностного смыла учения (Зачем я учусь?) и рефлексии (Что я делаю? Почему так, а не иначе?).   Главное средство в руках учителя: учебная ситуация и учебное задание. Данная публикация об учебных заданиях и о том, какими они должны быть, чтобы формировать личностный смысл учения и рефлексию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конструирование «Хороших» учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и рефлексию.»

Конструирование «Хороших» учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и рефлексию.

Учителя в своей деятельности ориентируются на ФГОС II поколения, который ставит перед нами определенные цели. В стандарте нового поколения четко сформулированы все требования, которые заключаются в достижении качественно новых результатов, в достижении планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных. Основное требование – это формирование ценностно-смысловых установок. Что включает в себя это многогранное понятие? К нему относится и личностный смыл учения (Зачем я учусь?) и рефлексия (Что я делаю? Почему так, а не иначе?).

Итак, основной результат-наша цель- развитие личности учащегося на основе учебной деятельности, а основная педагогическая задача- это создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Основное средство в руках учителя: учебная ситуация и учебное задание. Итак, сегодня мы поговорим об учебных заданиях и о том, какими они должны быть, чтобы формировать личностный смысл учения и рефлексию.

Прежде всего, необходимо понимать, что для того, чтобы достичь заданных планируемых результатов, ребенок должен выполнить ряд учебных действий, которые будут инициироваться поставленными учителем учебными задачами. Т.е. мы должны выработать «рефлекс»: учитель ставит задачу, а учащийся совершает учебное действие по ее решению. Систематическое выполнение данных действий, сформирует необходимый навык. И лишь те навыки будут сформированы, на которые мы ребенка, так сказать «спровоцируем» своими грамотно сконструированными заданиями. Если мы не инициируем действие, то ребенок сам его не придумает. Он выполнит лишь то. О чем мы его попросим. Таким образом, перед учителем стоит нелегкая задача: составить и предложить ребенку такие «хорошие» задания, которые будут инициировать такие учебные действия, которые будут формировать у него требуемые навыки: в нашем случае – это ценностно-смысловые установки.

В учебниках и пособиях представлено множество заданий разных уровней сложности. Их прописано 4: где 1 уровень- самый низкий, такие задания направлены на формирование основных предметных навыков и умений, а 4 уровень- самый высокий. Так вот условно говоря, «хорошие» задания будут начинаться со 2 уровня. Безусловно, учащиеся все разные и задания необходимо им давать дифференцированно: одному по силам задание 1 уровня, а другому- 4, но стремиться необходимо к высшему уровню.

К сожалению, по результатам международного сравнительного исследования ITL(2009г.), 40% заданий в России самого низкого первого уровня. Цель учителя-оценить имеющиеся задания и при необходимости скорректировать их, дополнить, направив в нужное русло: на формирование личностного смысла учения и рефлексии., ну а имеющиеся «хорошие» задания конечно же необходимо оставить. Именно здесь возникает волнующий учителя вопрос: как учителю оценить задания? На нашу радость среди многочисленных имеющихся материалов (благодарим Логвинову Ольгу Борисовну) можно отыскать неплохие алгоритмы оценки заданий. И я предлагаю Вашему вниманию 2 алгоритма: первый – на оценку уровня заданий, которые будут формировать личностный смысл учения, а второй- на оценку уровня заданий, которые будут способствовать формированию рефлексии (Приложение).

А сейчас, давайте обратимся к таблице 1 и попробуем оценить задание после чтения текста. Как Вы считаете, какого оно уровня?

Прочитайте слова, характеризующие поступки людей:

  • Добрый

  • Внимательный

  • Завистливый

  • Равнодушный

  • Отзывчивый

  • Честный

Отметьте галочкой слова, которыми можно охарактеризовать поступок Миши. (1 уровень)

А как это задание можно скорректировать? Что можно добавить, чтобы повысить его уровень?

(2 уровень- Оцени поступок Миши. 3 уровень- Как ты думаешь, был ли поступок Миши хорошим? 4 уровень- Почему ты так думаешь?)

Теперь обратимся к таблице 2 (оценка учебных заданий, направленных на формирование рефлексии) и снова попробуем оценить задание, но уже по уровню формирования рефлексии:

Используя цветные карандаши, фломастеры и краски, нарисуй композицию на тему: «Я и мой друг». Оцени свою работу.

Как Вы считаете, это задание какого уровня? (2 уровня- Мы ставим ученика перед задачей- оцени).

А чем можно было бы дополнить это задание, чтобы повысить его уровень? (3 уровень- Что ты задумывал? Все ли у тебя получилось так, как ты задумывал? Что не получилось? Почему? 4уровень- А чтобы ты сделал иначе в следующий раз?) И вот, мы не просто поставили ребенка перед задачей оценить, мы включили его в глубокий внутренний анализ. Мы инициировали его на словесное проговаривание и разъяснение всех своих действий и поставили перед ним новую личную учебную задачу. Нам удалось сконструировать «хорошее» задание, которое позволило ребенку (таблица 3):

  1. Выразить свою точку зрения.

  2. Аргументировать её.

  3. Оценить результат.

  4. Выявить позитивные и негативные факторы, повлиявшие на выполнение задания.

  5. Поставить перед обучающимся новую личную учебную задачу.

Теперь в ваших руках есть инструмент оценки уровня задания. Предлагаю не откладывать эти таблицы в дальний ящик, а взять и попробовать ценить уровень тех заданий, которые будут предложены Вами учащимся на этапе рефлексии и формирования личностного смысла учения.

Надеюсь, что данная информация станет для Вас полезной и, используя ее, Вы непременно реализуете все те планируемые результаты, которые внесены во ФГОС.

Спасибо за внимание!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Болондина Юлия Борисовна

Дата: 12.12.2020

Номер свидетельства: 566739


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства