Просмотр содержимого документа
«Методические приемы использования песен и музыкальных презентаций для работы с детьми с овз на уроках английского языка»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСЕН И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Постникова Ольга Владимировна
г.Череповец
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования им. И.А. Милютина»
структурное подразделение «Школа № 23»
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Способны ли такие дети изучать английский язык? Учитывая их особенности, а именно:
расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения;
нарушения развития речи, отсутствие собственной речевой инициативы нарушение внимания, снижение работоспособности;
чрезмерная двигательная активность;
неспособность к целенаправленному организованному поведению;
рассеянность, импульсивность;
повышенная возбудимость;
проблемы вербальной коммуникации;
ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире.
Да, это возможно, но целью изучения английского языка является не практическое владение языком, а общее развитие детей, а именно развитие мышления детей, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знанием об окружающем мире. На сегодняшний день в современной практике уже имеется определённый положительный опыт внедрения инклюзии в процесс обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах. Знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками. Благодаря этому реализуется основная задача инклюзивного образования – социализация детей с ОВЗ.
Тема исследования использования песен и музыкальных презентаций на уроках английского языка является очень актуальной. Многие учителя имеют возможность применять не только CD-плееров, но и компьютеров, проекторов, во многих школах сейчас есть свободный доступ в интернет. В УМК мы встречаем песни и упражнения к ним.
Использование песен и музыкальных презентаций помогает учителю решить очень многие учебные задачи при работе с детьми с ОВЗ:
- песня как один из видов речевого общения – средство прочного усвоения и расширения лексического запаса. В песнях встречается как хорошо знакомая лексика, так и новая. Звучат имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова;
- в песнях лучше усваивается, и активизируются грамматические конструкции;
- песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль взаимосвязаны с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма;
- песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, поддерживается интерес к изучению иностранного языка;
-песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности, как подготовленной, так и не подготовленной речи.
Критерии отбора музыкального материала.
Аутентичность. Аутентичная песня - продукт коллективного, художественного музыкально-поэтического творчества народа. Это позволит учащимся проникнуть в новую национальную культуру.
Положительное эмоциональное воздействие. Музыкальное произведение способствует развитию эмоциональной и когнитивной сфер учащегося. Ценностные ориентации помогают сформировать позитивные отношения у учащегося к миру в целом, к социуму, к самому себе.
Методическая ценность. Тексты должны соответствовать тематике занятий, возрастным особенностям учащихся. Должны звучать новые лексические единицы.
Методы работы с песнями и музыкальными презентациями.
Работу с песнями и музыкальными презентациями можно выстроить в следующей последовательности.
Первый этап, подготовительный этап (Приложение 1 “Before – listening”). Создаем мотивацию к прослушиванию или представлению презентации. Концентрация внимания учащихся на предстоящей теме, организация фронтальной беседы по теме, краткое вступительное слово о песне и исполнителе. Упражнения могут быть: отработка лексики; догадка о содержании песни по названию; предварительные вопросы по теме; выбор названия песни из двух-трех возможных и др. Дается установка на прослушивание, объясняются задания, которые ученики должны будут выполнить во время прослушивания песни.
Второй этап работы (Приложение 2 “While-listeningtasks”). Прослушивание песни и одновременное выполнение заданий. Работа с текстом. Понимание текста должно происходить по ходу его восприятия. Задания: заполнить пропуски нужными словами; расставить куплеты (строки) по порядку; сопоставить текст и картинки; закончить предложения; ответить на вопросы; выбрать один правильный вариант; написать слова по тексту (омонимы) и др.
Третий этап (Приложение 3 “After-listeningtasks”) Коммуникативный.
На основе прослушанной песни можно развивать все виды речевой деятельности. Упражнения могут быть разнообразными, творческими, устными и письменными как на уроке, так и в качестве домашнего задания.
Работа с новой лексикой может выполняться в речевых упражнениях, являясь стимулом к самостоятельному высказыванию.
Музыкальный материал и возрастные категории учащихся.
Песни и музыкальные презентации для младшего школьного возраста (2-4 классы) включают в себя простейшую лексику для общения, алфавит, цвета, названия животных, числительные и т.п. Песни для отработки звуков, песни – движения для физкультминутки на уроке.
Например песенка “Hello, how are you?” (Приложение 4) может разучиваться в качестве диалога.
Песенка “It`s a dog” (Приложение 5) научит называть животных и сделает урок интересным.
Чтобы научить различать цвета можно проделать ряд упражнений с музыкальными презентациями “Colour songs” (Приложение 6). Отработка произношения слов, ответы на вопросы “What colour is…?”.
Отбор музыкального песенного материала и виды упражнений для среднего школьного возраста (5-7 классы) значительно отличаются. Отрабатываются грамматические явления, интересные структуры, работа над идиомами и фразеологизмами, развитие речевой деятельности.
Старшеклассники (8-9 классы) – устойчивый интерес к современным музыкальным произведениям к так называемой поп-музыке, модным исполнителям и музыкантам.
Например, интересное задание дается к песне Frank Sinatra “Strangers in the night” (Приложение 7).
Подводя итог, следует подчеркнуть, что включение песенного материала благотворно влияет на учащихся. Но для того, чтобы песня не носила формальный характер, а представляла собой технологию, учителю необходимо соблюдать этапы работы с музыкальным произведением.
Список литературы
Захарьина О.В. Английский язык 4-11 классы. Механизм применения современных образовательных технологий на уроках. – Волгоград: Учитель, 2014. – 169 с.
Маковеева Ю.А. В мире английской песни. – Архангельск: Поморский университет, 2007. – 62 с.
Павлова Е.А. Игровые упражнения с песнями и стихами на уроках английского языка. – М.: Чистые пруды, 2007. - 29 с.
Приложение 1 “Before – listening”
Приложение 2 “While-listeningtasks”
Приложение 3 “After-listeningtasks”
Приложение 4
“Hello, how are you?”
“Hello, how are you?” I`m hungry. I`m happy.
“Hello, how are you?” I`m tired. I`m great.
“Hello, how are you?” I`m cold. I`m good.
“Hello, how are you?” I`m sad. I`m OK.
Приложение 5
It`s a dog.
It`s a dog (woof, woof),
It`s a dog (woof, woof),
It`s a bird (chirp, chirp),
It`s a bird (chirp, chirp),
It`s a cat (meow, meow),
It`s a cat (meow, meow),
It`s a snake (sssss, sssss),
It`s a snake (sssss, sssss),
It`s a fish (swim, swim),
It`s a fish (swim, swim),
It`s a rabit (hop, hop),
It`s a rabit (hop, hop).
Приложение 6
Colour songs
Red, I like red,
Red, I like red,
Red, red, I can see red.
Where is red?
Red, I like yellow,
Red, I like yellow,
Red, red, I can see yellow.
Where is yellow?
Red, I like green,
Red, I like green,
Red, red, I can see green.
Where is green?
Red, I like blue,
Red, I like blue,
Red, red, I can see blue.
Where is blue?
Приложение 7
Frank Sinatra “Strangers in the night”
Listen to the song and underline the correct words