Новожилова Л.Н. учитель английского языка
Что такое «жизнь на уроке»? Это непосредственная связь с жизнью страны, мира, переживание, осмысление новых событий при их обсуждении с учителем, одноклассниками, применение знаний в речевой практике, это духовная жизнь ребёнка, его мысли, эмоции, стремления.
Современный урок — это целостный организм, в котором все части взаимообусловлены и взаимосвязаны. Для чего предлагается то или иное задание? Как оно связано с темой урока, с предыдущим и последующими заданиями? Это вопросы, ответы на которые помогают спланировать урок, правильно провести его и проанализировать.
Этапы учебного занятия | Образовательные задачи | УУД, формирующиеся на данном этапе | Возможные методы и приёмы выполнения |
1. Оргмомент | 1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 2. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Регулятивные:Волевая саморегуляция. Личностные:Смыслообразование (Я должен…). Коммуникативные:Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Рапорт дежурного, приветствие учителя, музыкальный, стихотворный, психологический настрой. |
2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. | 1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. 2. Зафиксировать актуализацию способа действия в речи. 3. Зафиксировать актуализацию способов действия в знаках (эталоны решения на доске, схемы, опора по правилам). 4. Организовать обобщение актуализирующих способов действия. Мотивировать к учебному действию. 5. Организовать выполнение учащимися учебного действия. 6. Зафиксировать учебные затруднения (групповые или индивидуальные). | Познавательные: Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: Анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: Контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). | Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ учащихся, вызов к доске несколько учащихся. Опрос по отдельным пунктам плана. Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы. Сообщение темы и цели урока в виде проблемного задания. Сообщение темы в виде эвристического вопроса, составление карты мыследеятельности, составление кластера. |
3. Усвоение новых знаний и способов действия. | Организовать построение проекта изучения нового знания: Учащиеся ставят цель проекта (что является темой). Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет). Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи. Планирование. Прогнозирование. Познавательные: Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и правильно строить речевые высказывания. Общеучебные: Моделирование. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Работа с определением вводимых понятий. Использование бытовых аналогий. Представление основного материала: словесный и в знаково-символичных формах. Представление основного материала в сравнительных и классификационных таблицах, модульное обучение, проектное обучение. |
4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действия. | 1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3. Организовать фиксацию нового действия в знаках. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа. 4. Организовать усвоение детьми нового способа действий во внешней речи (работа в парах, группах). | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества. Познавательные Общеучебные: Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. | Составление карты мыслительной деятельности. Вопросно-ответное общение, групповая работа. |
5. Контроль и самоконтроль знаний и способов действия | 1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности. | Регулятивные: Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: Общеучебные умения осознанно и произвольно строить высказывание. | Тесты, разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Задания на конструирование несколькими способами. Задания на выделение существенных признаков. |
6. Коррекция знаний и способов действий | 1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Регулятивные: Прогнозирование, планирование. | Применение специальных заданий, разделённых на мелкие этапы. Структурно-логические схемы с пустым пропуском. Задания с избыточными, противоречивыми данными. |
7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. | 1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке. 2. Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности. 3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Познавательные: Умение структурировать знания. Оценка процессов и результатов деятельности. Регулятивные: Волевая саморегуляция. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | Три уровня домашнего задания. Сообщение учителя о работе класса. Подведение итогов самими учащимися. |
8. Рефлексия | Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Коммуникативные: Умение выражать свои мысли; Оценивание качества своей и общей учебной деятельности. | Я … Мы … Дело … |
На основе опорной таблицы по моделированию учебного занятия составлен план-конспект урока английского языка.