Формы деятельности обучающихся на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная
Формы деятельности обучающихся на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная
Формы деятельности обучающихся на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная
В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается опыт зарубежных школ. Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. В процессе обучения и его организации мы видим чёткую направленность на реализацию ведущих компонентов содержания образования: знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Умелый выбор организационной формы обучения позволяет осуществить данную направленность наиболее результативно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы деятельности обучающихся на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная »
Формы деятельности обучающихся на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная
Криворученко Л. В.,
учитель биологии
МБОУ СОШ № 4г. Симферополь
Индивидуальная форма деятельности учащихся на уроке
Индивидуальная форма сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от старшего поколения младшему, от одного человека — другому. Ее суть заключалась в индивидуальном выполнении определенных заданий в доме учителя или самого ученика на основе их непосредственного контакта.
Индивидуальная форма деятельности учащихся на уроке
Признаки
Цель ставится как личная цель каждого.
Если учащиеся выполняют одинаковые задания, то такую индивидуальную форму деятельности назовем единой, а если дифференцированные, то дифференцированной. Дифференциация заданий осуществляется с учетом принадлежности учащихся и организации их самостоятельной деятельности.
Учитель использует все виды помощи в зависимости от целей индивидуальной работы, от характера заданий, от индивидуальных особенностей каждого.
Индивидуальная форма деятельности учащихся на уроке
Признаки
Степень самостоятельности учащихся наивысшая. Каждый ученик сам руководит выполнением своего задания, действия учащихся изолированы как от действий учителя, так и от действий других учащихся.
При оценке действий ученика проводится сравнение этих действий с прошлыми действиями того же ученика, с установленными нормами этих действий.
Индивидуальная форма деятельности учащихся на уроке
Достоинства
Без нее глубокое усвоение знаний учащимися вообще невозможно.
При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу.
Темп работы ученика определяется степенью целеустремленности, работоспособности, развитости интересов, склонностей, возможностей и подготовленности.
Индивидуальная форма деятельности учащихся на уроке
Дидактические задачи:
усвоение и закрепление новых знаний;
формирования и отработка умений и навыков;
обобщение и повторения пройденного материала;
для контроля знаний, умений и навыков учащихся
Индивидуальная форма деятельности учащихся на уроке
Цели:
проверки качества усвоения учащимися материала
выявление умения работать самостоятельно .
«Перепутанная мозаика»
Половая
Воспроизведение себе подобных
система
Удаляет продукты диссимиля-ции
Выделительная
система
Связь
Кожно-мускульный мешок
С окружающей средой
Защита внутренних органов
Пищеваритель
ная
система
Переносит кислород
Перевариваетпищу
Нервная система
Цель:способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта.
Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.
Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют……….Они представлены в основном видами, относящимися к ……миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…..Они представлены видами, относящимися к ……..и…….
цель: способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти.
Тема: «Экосистемы». 10 класс.
Цель:
Прием “Самоанализ”
Дан текст :
После образования многоклеточной бластулы начинается процесс гаструляции : перемещение части клеток с поверхности бластулы вовнутрь, на место будущих органов. В результате образуется чашевидный зародыш- гаструла . Она состоит из двух слоев клеток-зародышевых листков: наружного- эктодермы внутреннего- энтодермы. У большинства многоклеточных животных в процессе гаструляции образуется третий зародышевый листок – мезодерма.
Знаю
Не знаю
Надо повторить
Цель: самоконтроль знаний
Урок: 11 класс, «Онтогенез»
Групповая форма деятельности учащихся на уроке
Групповая форма — когда общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.
Групповая форма деятельности учащихся на уроке
Признаки
Цель ставится перед учащимися определенной группы как общая для данной группы.
Задания могут быть как одинаковыми для всех групп, так и дифференцированными для каждой группы. Цель ставится как личная цель каждого.
Групповая форма деятельности учащихся на уроке
Требования к заданиям:
основу таких заданий должны составлять как обучающие, так и поисковые, проблемные задачи;
для выполнения таких заданий необходимо использовать на уроке все типы самостоятельных работ;
Групповая форма деятельности учащихся на уроке
Требования к заданиям:
задание должно предусматривать полное или, в некоторых случаях, частичное его выполнение каждым учащимся группы;
задание считается выполненным, если каждый учащийся группы Цель ставится перед учащимися определенной группы как общая для данной группы.
Групповая форма деятельности учащихся на уроке
Преимущества
Она должна активизировать учеников в значительно большей степени, чем это может сделать широко используемая индивидуальная работа.
Одновременно она должна служить формированию положительной мотивации, превращая потребности учения в общественную потребность.
Она должна выполнять важную и незаменимую роль в преобразовании учащихся из объекта в субъект воспитания, причем таким субъектом становится тут не индивид, а объединение, группа.
«Сопоставление альтернативных точек зрения»
Существует теории происхождения жизни на Земле: биогенеза и абиогенеза .
Обсуждение темы:
Почему точка зрения креационистов по поводу происхождения жизни существует в наше время?
2. Английский ученый Дж.Бернал был прав, когда в 1947 году отмечал как особый этап эволюции формирование мембран у предорганизмов. Выскажите Вашу позицию к этому утверждению.
Цель : умение высказывать свою точку зрения , умение рассуждать.
«Происхождение живого вещества» в разделе биосфера 11 класс.
Таблица вопросов
Вопросы
1
Митоз
Процессы в интерфазе
2
Мейоз
Название фаз деления
3
4
Структуры изменяющиеся в клетке
Сколько делений
5
Сколько клеток образуется , с каким набором хромосом
6
Когда происходит конъюгация и кроссинговер
7
Сколько клеток и какие образуются в результате деления
Цель : научить сравнивать процессы деления клеток, самостоятельно делать выводы
«Сравнение процессов митоза и мейоза», 10 класс
Коллективная форма деятельности учащихся на уроке
Коллективная форма — одна из самых сложных форм организации деятельности учащихся, рассматривающая обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся. Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, их сплоченность и взаимопонимание.
Коллективная форма деятельности учащихся на уроке
Признаки
Общая цель, поставленная перед всем классом, обязательно предполагает самостоятельное нахождение (открытие) учеником новых знаний или осуществление переноса имеющихся знаний в новые условия.
Учащиеся выполняют одинаковые по содержанию задания.
Коллективная форма деятельности учащихся на уроке
Требования к заданиям:
задание должно обладать достаточной степенью проблемности;
задание должно позволять учащимся сделать какое-либо обобщение;
задание должно предусматривать применение полученных результатов к решению других задач;
основу таких заданий должны составлять поисковые и проблемные задачи;
для выполнения таких заданий необходимо использовать на уроке самостоятельные работы эвристического и творческого типов.
Коллективная форма деятельности учащихся на уроке
Преимущества
Коллективное изучение основ наук создает благотворную для занятий атмосферу творческих поисков, споров, дискуссий, приучает учащихся следить за основаниями своих рассуждений, помогает развивать правильную логическую речь.
Развитие смысловой стороны речи оказывается основным и решающим процессом в развитии мышления и речи ребенка (Л. С. Выготский).
«Анатомическиеособенностисердцачеловека»
Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны - после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»
При демонстрации этого слайда учащиеся систематизируют и углубляют свои представления о строении стенки сердца.
Верителивы, что…( верные и неверные утверждения)
…сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево?
…в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерий?
…эндокард– самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца?
…питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличиювенечных(коронарных) сосудов?
…сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой?
…на границе между предсердиями и желудочками расположеныполулунные клапаны?
…створчатые клапаныпрепятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия?
Дискуссии и коллективное обсуждение
Темы обсуждений :
Живое вещество как ведущий фактор преобразования поверхности планеты
Эволюция биосферы до и после появления человека.
Ритмы жизни в биосфере
Цунами и их влияние на биосферу
Адаптация организмов к вредным воздействиям факторов окружающей среды.
Происхождение млекопитающих
Биология видов, обнаруженных в 20 веке.
Процессы биологического самоочищения природных вод.
Цель : развивать коммуникативные навыки у учащихся
Урок обобщения и подведения итогов по теме «Биосферный уровень жизни» 11 класс
Рассмотренные выше формы организации обучения, как правило, используются педагогами вариативно, интегративно, творчески в зависимости от собственных профессиональных установок, целей, задач и содержания образовательного процесса, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.