kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О предупреждении усталости и потере внимания на уроках ?биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Более 60% детей имеют отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Во многом причиной этого является: гиподинамия, перегрузки, переутомление, то есть низкая двигательная активность, так как более 85% времени своего бодрствования учащиеся проводят за учебным столом. Очевидно, что физкультурные минутки на уроках во всех возрастных группах просто необходимы, они снимают мышечное напряжение и помогают успешно усваивать программный материал.

На уроке необходимо изменить подход к традиционной позе учащегося и ввести режим меняющихся поз.

Работая в школе, учитель должен не только бережно сохранять многолетние традиции обучения и воспитания школьников, но и создавать новые технологии, которые будут передаваться следующим поколениям педагогов. Уроки биологии играют особую роль в профилактике здоровья школьников. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращению стрессов. Но, вместе с тем, если не соблюдаются требования школьной гигиены и правил техники безопасности, здоровью детей может быть нанесен определенный вред.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О предупреждении усталости и потере внимания на уроках ?биологии »

О предупреждении усталости и потере внимания на уроках  биологии Составила: Учитель биологии СОШ 16 г.Симферополь БЕЛИНСКАЯ Е.И.

О предупреждении усталости и потере внимания на уроках биологии

Составила: Учитель биологии

СОШ 16 г.Симферополь

БЕЛИНСКАЯ Е.И.

У кого есть здоровье, есть и надежда,  а у кого есть надежда – есть все.  Арабская пословица Здоровье школьников – залог успешного обучения

У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все. Арабская пословица

Здоровье школьников – залог

успешного обучения

Наша цель : обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья,  вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитав у него культуру здоровья.

Наша цель :

обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья,

вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков,

необходимых для ведения здорового образа жизни,

воспитав у него культуру здоровья.

ПРИЧИНЫ недостаточного внимания учащихся

ПРИЧИНЫ недостаточного внимания учащихся

  • Синдром дефицита внимания в связи с гиперактивностью (дети отличаются двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, часто отвлекаются).
Хронические соматические заболевания и болезненность ребенка ( дети с ослабленным здоровьем отличаются высокой утомляемостью и низкой работоспособностью).
  • Хронические соматические заболевания и болезненность ребенка ( дети с ослабленным здоровьем отличаются высокой утомляемостью и низкой работоспособностью).
Индивидуальные особенности нервной системы  Переутомление и перегрузки  Недостаточное развитие познавательной учебной мотивации
  • Индивидуальные особенности нервной системы
  • Переутомление и перегрузки
  • Недостаточное развитие познавательной учебной мотивации
Группы здоровье сберегающих технологий, применяемые на уроках биологии и внеклассных мероприятиях

Группы здоровье сберегающих технологий, применяемые на уроках биологии и внеклассных мероприятиях

  • Медико-гигиенические технологии
  • Физкультурно-оздоровительные технологии
  • Экологические здоровье сберегающие технологии
  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
  • Здоровье сберегающие образовательные технологии
Здоровье сберегающие технологии  технологии,  которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей,  - обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),  - вариативности методов и форм обучения,  - оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, - обучении в малых группах, - использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,  -создании эмоционально благоприятной атмосферы, - формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), -на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья

Здоровье сберегающие технологии

технологии,

которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей,

- обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),

- вариативности методов и форм обучения,

- оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,

- обучении в малых группах,

- использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,

-создании эмоционально благоприятной атмосферы,

- формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”),

-на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья

При составлении планов уроков с целью предупреждения усталости и потери внимания

При составлении планов уроков с целью предупреждения усталости и потери внимания

  • включаю вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
  • - - виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
  • - в течение урока использую не менее 2-х технологий преподавания ;;
  • - осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • - на уроке стараюсь создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки
  • для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаю в урок физкультминутки
  • - произвожу целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
В своей работе я придерживаюсь здоровье сберегающей организации учебного процесса:

В своей работе я придерживаюсь здоровье сберегающей организации учебного процесса:

  • I. Образовательный процесс должен носить творческий характер .
  • Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служат развитию , дают богатые эмоции, возможность подвигаться, получить помощь друга, радость успеха, а главное, привлекает внимание, снижает наступление утомления.
  • Это достигаю использованием:
  • - Игровых ситуаций , тренингов на уроках(«Эстафета»,» Кто больше?», « 5 шагов»
  • разных форм уроков (КВН, викторины, Ботанические турниры, .
- Красочной наглядности(картин, рисунков, фотографий, видеофрагментов

- Красочной наглядности(картин, рисунков, фотографий, видеофрагментов

  • - Занимательных упражнений
  • - Фантазирования
  • - Творческого характера домашних заданий (составить схему, заполнить таблицу, , придумать загадку на тему).
  • Все это способствует развитию коммуникативных навыков,
  • воображения,
  • познавательных способностей,
  • снижает психоэмоциональное напряжение, утомляемость
  • повышает интерес к урокам.
II. Для активизации внимания важным во время урока является: а) Чередование различных видов учебной деятельности: опрос учащихся запись основных моментов нового материала чтение , слушание, рассказ  -Выполнение лабораторных и практических работ.

II. Для активизации внимания важным во время урока является:

а) Чередование различных видов учебной деятельности:

  • опрос учащихся
  • запись основных моментов нового материала
  • чтение , слушание, рассказ

-Выполнение лабораторных и практических работ.

  • рассматривание наглядных пособий, таблиц, гербарных и живых экземпляров растений муляжей
  • ответы на вопросы, тесты
  • Работа с биологическими терминами и понятиями
Развитие внимания , предупреждение усталости

Развитие внимания , предупреждение усталости

  • Занимательные упражнения и задания( перфорированные карты, иллюстрированные задания, »оцени правильность суждений», » вставь пропущенное слово», «поясни явление», «закончи предложение», « Блиц-опрос» ,
  • «Блиц- турнир»
Биологические загадки- » Круглые озера, никогда не замерзают».»Красные звери в пещере моей, белые звери стоят у дверей.

Биологические загадки- » Круглые озера, никогда не замерзают».»Красные звери в пещере моей, белые звери стоят у дверей.

  • Интеллектуальные игры- »Знаешь ли ты?»- о разнообразии растений и животных.
  • Шоу-викторины -описать или изобразить животных.
б) Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. б) Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.  - Активные методы- (обучение действием(наложить повязку,измерить пульс, давление)  обсуждение в группах, ученик как исследователь, ученик-учитель). -методы, направленные на самопознание, саморазвитие. (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки)- это создание игровых ситуаций на уроках: » Построй логическую цепочку» , «Ответь и задай вопрос товарищу»

б) Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.

  • б) Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.

- Активные методы- (обучение действием(наложить повязку,измерить пульс, давление)

  • обсуждение в группах, ученик как исследователь, ученик-учитель).

-методы, направленные на самопознание, саморазвитие. (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки)- это создание игровых ситуаций на уроках: » Построй логическую цепочку» , «Ответь и задай вопрос товарищу»

  • Включение учащихся в творческий процесс, поиск решений служит развитию, снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в ) Проведение физкультурных минуток.

в ) Проведение физкультурных минуток.

  • расслабление кистей рук, массаж пальцев
  • Упражнения предупреждающие нарушения осанки и искривления позвоночника
  • дыхательная гимнастика
  • предупреждение утомления глаз
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

соблюдаю требования к двигательной активности ребенка:  Движения должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес).

соблюдаю требования к двигательной активности ребенка:

Движения должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес).

  • Провожу на начальном этапе утомления и в середине урока
  • Предпочтение отдаю упражнениям для утомленных групп мышц.
  • Подбор упражнений зависит от особенностей урока.
  • Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устает рука – устает ребенок.
Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.

Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.

  • “ Хороший смех дарит здоровье”,
  • мажорность урока,
  • положительная эмоциональная мотивация в начале урока,
  • создание ситуации успеха.
IV. Экологическое пространство: А) Проветривание помещений;  В) озеленение кабинета,  Г) освещение кабинета.(Плохая освещенность снижает остроту зрения и ведет к быстрому утомлению) Д) соблюдение тишины на уроках.  Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.  Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.  - Кроме этого решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

IV. Экологическое пространство:

  • А) Проветривание помещений;
  • В) озеленение кабинета,
  • Г) освещение кабинета.(Плохая освещенность снижает остроту зрения и ведет к быстрому утомлению)
  • Д) соблюдение тишины на уроках.
  • Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.
  • Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.

- Кроме этого решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

V. Социализация личности ребенка .

V. Социализация личности ребенка .

  • Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия формирую основы гигиенического, полового, нравственного воспитания.
  • -Поддерживаю взаимосвязь с медицинскими работниками школы.
  • Учитываю в работе показания медработников школы в листе здоровья школьников,
  • веду разъяснительную работу с родителями по поводу нормального питания детей, соблюдения режима дня, дозированной работы у компьютора, профилактических прививок, приглашаю медиков на родительские собрания.
  • Провожу экскурсии, прогулки на свежем воздухе
РЕЗУЛЬТАТ.  Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе на уроках биологии -позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности; -учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, утомляемости, коррекцию внимания.

РЕЗУЛЬТАТ.

Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе на уроках биологии -позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности; -учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, утомляемости, коррекцию внимания.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
О предупреждении усталости и потере внимания на уроках ?биологии

Автор: Белинская Елена Ивановна

Дата: 28.03.2015

Номер свидетельства: 193001

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Программа здоровьесбережения у учащихся на уроках технологии "
    ["seo_title"] => string(77) "proghramma-zdorov-iesbieriezhieniia-u-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "194279"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427740404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства