О предупреждении усталости и потере внимания на уроках ?биологии
О предупреждении усталости и потере внимания на уроках ?биологии
Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Более 60% детей имеют отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Во многом причиной этого является: гиподинамия, перегрузки, переутомление, то есть низкая двигательная активность, так как более 85% времени своего бодрствования учащиеся проводят за учебным столом. Очевидно, что физкультурные минутки на уроках во всех возрастных группах просто необходимы, они снимают мышечное напряжение и помогают успешно усваивать программный материал.
На уроке необходимо изменить подход к традиционной позе учащегося и ввести режим меняющихся поз.
Работая в школе, учитель должен не только бережно сохранять многолетние традиции обучения и воспитания школьников, но и создавать новые технологии, которые будут передаваться следующим поколениям педагогов. Уроки биологии играют особую роль в профилактике здоровья школьников. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращению стрессов. Но, вместе с тем, если не соблюдаются требования школьной гигиены и правил техники безопасности, здоровью детей может быть нанесен определенный вред.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О предупреждении усталости и потере внимания на уроках ?биологии »
О предупреждении усталости и потере внимания на урокахбиологии
Составила: Учитель биологии
СОШ 16 г.Симферополь
БЕЛИНСКАЯ Е.И.
У кого есть здоровье, есть и надежда,а у кого есть надежда – есть все.Арабская пословица
Здоровье школьников – залог
успешного обучения
Наша цель :
обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья,
вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков,
необходимых для ведения здорового образа жизни,
воспитав у него культуру здоровья.
ПРИЧИНЫ недостаточного внимания учащихся
Синдром дефицита внимания в связи с гиперактивностью (дети отличаются двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, часто отвлекаются).
Хронические соматические заболевания и болезненность ребенка ( дети с ослабленным здоровьем отличаются высокой утомляемостью и низкой работоспособностью).
Индивидуальные особенности нервной системы
Переутомление и перегрузки
Недостаточное развитие познавательной учебной мотивации
Группы здоровье сберегающих технологий, применяемые на уроках биологии и внеклассных мероприятиях
Медико-гигиенические технологии
Физкультурно-оздоровительные технологии
Экологические здоровье сберегающие технологии
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
Здоровье сберегающие образовательные технологии
Здоровье сберегающие технологии
технологии,
которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей,
- обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),
- вариативности методов и форм обучения,
- оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
- обучении в малых группах,
- использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,
-создании эмоционально благоприятной атмосферы,
- формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”),
-на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья
При составлении планов уроков с целью предупреждения усталости и потери внимания
включаю вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- - виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
- в течение урока использую не менее 2-х технологий преподавания ;;
- осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- на уроке стараюсь создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки
для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаю в урок физкультминутки
- произвожу целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
В своей работе я придерживаюсь здоровье сберегающей организации учебного процесса:
I. Образовательный процесс должен носить творческий характер .
Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служат развитию , дают богатые эмоции, возможность подвигаться, получить помощь друга, радость успеха, а главное, привлекает внимание, снижает наступление утомления.
Это достигаю использованием:
- Игровых ситуаций , тренингов на уроках(«Эстафета»,» Кто больше?», « 5 шагов»
разных форм уроков (КВН, викторины, Ботанические турниры, .
обсуждение в группах, ученик как исследователь, ученик-учитель).
-методы, направленные на самопознание, саморазвитие. (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки)- это создание игровых ситуаций на уроках: » Построй логическую цепочку» , «Ответь и задай вопрос товарищу»
Включение учащихся в творческий процесс, поиск решений служит развитию, снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в ) Проведение физкультурных минуток.
расслабление кистей рук, массаж пальцев
Упражнения предупреждающие нарушения осанки и искривления позвоночника
дыхательная гимнастика
предупреждение утомления глаз
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
соблюдаю требования к двигательной активности ребенка:
Движения должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес).
Провожу на начальном этапе утомления и в середине урока
Предпочтение отдаю упражнениям для утомленных групп мышц.
Подбор упражнений зависит от особенностей урока.
Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устает рука – устает ребенок.
Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.
“ Хороший смех дарит здоровье”,
мажорность урока,
положительная эмоциональная мотивация в начале урока,
создание ситуации успеха.
IV. Экологическое пространство:
А) Проветривание помещений;
В) озеленение кабинета,
Г) освещение кабинета.(Плохая освещенность снижает остроту зрения и ведет к быстрому утомлению)
Д) соблюдение тишины на уроках.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.
Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.
- Кроме этого решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
V. Социализация личности ребенка.
Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия формирую основы гигиенического, полового, нравственного воспитания.
-Поддерживаю взаимосвязь с медицинскими работниками школы.
Учитываю в работе показания медработников школы в листе здоровья школьников,
веду разъяснительную работу с родителями по поводу нормального питания детей, соблюдения режима дня, дозированной работы у компьютора, профилактических прививок, приглашаю медиков на родительские собрания.
Провожу экскурсии, прогулки на свежем воздухе
РЕЗУЛЬТАТ.
Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе на уроках биологии -позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности; -учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, утомляемости, коррекцию внимания.