Просмотр содержимого документа
«Оценка проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Вязьмы
Оценка проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии. Выполнила: гусарова ф.с. , учитель биологии
Открывать, искать, исследовать, проектировать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке.
Главная задача школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, – научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учащихся в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления своей деятельности.
Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует их взаимодействие сразу в нескольких направлениях (или на нескольких уровнях развития):
эмоциональном (совместные переживания и впечатления)
этическом (нормы взаимодействия).
У каждого учителя есть свои методические приемы, свой индивидуальный подход к работе. Но, безусловно, одной из сложных является проблема оценивания работ учащихся.
При организации исследовательской и проектной деятельности учащихся этот вопрос становится наиболее актуальным. Критерии оценивания можно соотнести с требованиями к выполняемой деятельности.
Критерии могут быть или качественными, или предполагать количественную оценку (определенное число баллов за соблюдение требования, соответствующего критериям).
Критерии являются важным средством диагностики успешности обучения: выявленные проблемы на основании сравнения работ, выполненных учащимися, позволяют внести изменения в процесс обучения, направить работу учащихся в нужное русло.
По моему мнению, всем этим целям и задачам отвечает система критериев оценки проектной и исследовательской деятельности учащихся, приведенная в таблице:
Критерии
Оценка
1.Актуаль-ность
Балл
* Тема направлена на разрешение или освещение вопросов, связанных с разработкой и внедрением новых технологий
2. Новизна
*Тема повторяет известные работы и разработки, от- дельные аспекты представляют интерес для рассмотрения *Тема не актуальна
3
* Качественно новое знание, полученное в результате исследования, оригинальное решение задачи, научное опровержение известных положений
2
*Новое представление известной проблемы на основе анализа или обобщения
3
1
* Новое изложение, решение отдельных вопросов, частных сторон, частных задач
2
1
3. Элемент исследования
* Полный цикл исследования, включающий подготовку программы, натурные наблюдения, или проведение эксперимента, обработку и анализ полученного материала, создание нового продукта
* Исследование с привлечением первичных наблюдений, выполненных другими авторами, собственная обработка, анализ.
5
* Исследование, проведенное на основе литературных источников, опубликованных работ и т.п.
4
* Имеются элементы исследования или обобщения
3
* Изложение известных фактов, истин
2
1
4. Достижения автора
* Собственная постановка проблемы или задачи, не- посредственное участие в эксперименте и т.д. и т.п.
5. Эрудиция
* Собственная разработка отдельных вопросов, глубокая проработка имеющихся источников
4
* Знание основных положений в избранной и сопредельной областях знаний
* Усвоение и ретрансляция знаний сверх учебной программы
3
* Хорошая или посредственная осведомленность в избранной области знаний
3
* Общее или слабое ориентирование в заданной области
2
* Слабое представление об основах, истинах, достижениях в данной области
2
1
1
6. Значимость исследования
* Работа может быть рекомендована для опубликования, использована в практической деятельности
7. Изложение
* Может быть использована для последующей научной деятельности автора, в работе школьного научного объединения
* Выразительное, логичное, компактное, с элементами риторики
5
* Упорядоченное, более или менее связное, но лексика маловыразительная, допускаются паузы, обращения к тексту доклада
3
* Имеет частичный прикладной характер
4
* Может быть использована в учебно-исследовательской деятельности
2
* Доклад зачитывается по подготовленному тексту
3
* Является первым опытом научной деятельности
2
1
1
8. Иллюстрации
* Представлены графики, емкие таблицы, наглядные пособия, фотоматериалы и фотомонтажи, рисунки, схемы, карты и т.д., выполненные автором или авторами
9. Композиция доклада
* Использованы оригиналы или копии из имеющихся изданий, работ других авторов
4
* Имеется введение, обозначена цель, выдержана логика построения, объем и требования к оформлению
*Маловыразительные, малоинформативные пособия
3
* Основные требования выполнены посредственно
3
* Иллюстрация отсутствует
2
* Слабо просматриваются цели, задачи, выводы
2
1
1
10. Библиография
* Представлена достаточно полно, соответствует замыслу работы, использованы монографии, труды; представлены цитаты, имеются ссылки, соблюдены требования к перечню
11. Особое мнение эксперта
* Число источников ограничено, используются работы популярного характера, изучены поверхностно
2
* Добавлено три балла за ...
1
* Добавлено два балла за ...
3
* Добавлен один балл за ...
2
1
Критерии оценки проектов по биологии:
четкость поставленной цели и задач;
тематическая актуальность и объем использованной литературы;
обоснованность выбранных методик для проведения исследований;
полнота раскрытия выбранной темы проекта;
обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;
уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);
анализ полученных данных;
наличие в работе вывода или практических рекомендаций;
качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
В течение семи лет участвую с учащимися в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, турнирах, проектах.
Мы были победителями, лауреатами и просто участниками. И любой результат нашей совместной деятельности приносит удовольствие.
Участие и победы в конференциях оставляют незабываемые впечатления, дают стимул для дальнейшего совершенствования.
Участие в конференциях вызывает у учащихся положительную мотивацию. У них формируется активная жизненная позиция, повышается интерес к изучению предмета, развивается творческое мышление.
У детей формируются информационная, лингвистическая, исследовательская компетенции, они учатся представлять результаты своего труда и получать его оценку. Если у нас не всё получилось, то мы обсуждаем, что не получилось, и строим планы на будущее.
Учащихся, которые участвуют в конкурсах, всегда поощряю: оцениваю по предмету, к которому относится конкурс, или представляю работу своих воспитанников учителям-предметникам для оценивания.
Обязательно на общешкольной линейке вручаем грамоты или сертификаты ребятам – участникам конкурсов и конференций. Всё это мотивирует их к участию в различных конкурсах и конференциях.
Ещё одно условие, над чем нужно работать учителю, – поддержка родителей. Всё, что делает ребёнок в лицее, родителям должно быть важно и дорого.