kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему самообразования " Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы." Здоровьесберегающие образовательные технологии - системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему самообразования " Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"»

Здоровьесберегающие  технологии на уроках биологии    Учитель биологии  МОБУ Верхнесуянская ООШ  Курбанова Г.Г.

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Учитель биологии

МОБУ Верхнесуянская ООШ

Курбанова Г.Г.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».  В.А.Сухомлинский .

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».

В.А.Сухомлинский .

Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих документах:      Закон РФ «Об образовании»;  Национальная доктрина образования в России;   Концепция модернизации российского образования;   Концепция непрерывного образования;  Национальная образовательная инициатива  «Наша новая школа» (п.5 Сохранение и укрепление здоровья школьников);

Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих документах:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Национальная доктрина образования в России;

  • Концепция модернизации российского образования;

  • Концепция непрерывного образования;

  • Национальная образовательная инициатива

«Наша новая школа» (п.5 Сохранение и укрепление здоровья школьников);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования (ФГОС)
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.  ( Н.К. Смирнов)

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

( Н.К. Смирнов)

Принципы здоровьесбергающих технологий:

Принципы здоровьесбергающих технологий:

  • Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока;
  • Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты;
  • Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности;
  • Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня;
  • Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания;
  • Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
Работоспособность в течение  рабочей недели 1-6 классы

Работоспособность в течение рабочей недели 1-6 классы

Работоспособность в течение  рабочей недели 7-11 классы

Работоспособность в течение рабочей недели 7-11 классы

Работоспособность в течение  учебного дня 1-6 классы

Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы

Работоспособность в течение  учебного дня 7-11 классы

Работоспособность в течение учебного дня 7-11 классы

Урок - главная форма образования в школе  Как сделать 40 (45) минут детской жизни насыщенными и интересными?   Как привить интерес к учёбе, к предмету, стремление к самостоятельному получению знаний, к самосовершенствованию?   Как «научить ученика учиться»?

Урок - главная форма образования в школе

Как сделать 40 (45) минут детской жизни насыщенными и интересными?

Как привить интерес к учёбе, к предмету, стремление к самостоятельному получению знаний, к самосовершенствованию?

Как «научить ученика учиться»?

Критерии здоровьесбережения  и уровни гигиенической рациональности урока Гигиенические условия в классе (кабинете):  чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

  • Гигиенические условия в классе (кабинете):

чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

  • Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока   Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Количество видов учебной деятель-  Рациональный уровень ности Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слуша-ние, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание,  Недостаточ-но рацио-нальный Списывание и др.  Нерацио-нальный 4-7  2-3 1-2

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровье- сбережения

Характерис-тика

Количество видов учебной деятель-

Рациональный уровень

ности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слуша-ние, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание,

Недостаточ-но рацио-нальный

Списывание и др.

Нерацио-нальный

4-7

2-3

1-2

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока Критерии здоровье- сбережения Рациональ-ный  Недостаточно рациональный Не более Нерацио-нальный   10 мин. 11-15 мин. Более  15 мин. Средняя продолжи- тельность и частота чередования видов деятельности

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровье- сбережения

Рациональ-ный

Недостаточно рациональный

Не более

Нерацио-нальный

10 мин.

11-15 мин.

Более

15 мин.

Средняя продолжи- тельность и частота чередования видов деятельности

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока Критерии здоровье- сбережения Количество видов пре-подавания Характеристика  Рацио-нальный уровень Виды препода- вания: словесный, наглядный, самостоятель-ная или практическая работа, аудиовизуаль- ный  Недостаточно рацио-нальный Нера-циональный Не менее  3-х 2 1

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровье- сбережения

Количество видов пре-подавания

Характеристика

Рацио-нальный уровень

Виды препода- вания: словесный, наглядный, самостоятель-ная или практическая работа, аудиовизуаль- ный

Недостаточно рацио-нальный

Нера-циональный

Не менее

3-х

2

1

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика  Рациональ-ный  Недостаточ-но рацио-нальный На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого  Нерацио-нальный 1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью Отсутст-вует Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.

Критерии здоровье- сбережения

Характерис-тика

Рациональ-ный

Недостаточ-но рацио-нальный

На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого

Нерацио-нальный

1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью

Отсутст-вует

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Требования к проведению физкультминуток Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.  Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.  Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.  Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

Требования к проведению физкультминуток

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

  • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.

  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.

  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока Критерии здоровьесбереже-ния Характерис-тика  Рациональ-ный  Недостаточ-но рацио-нальный На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого Нерациональный 1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью Отсутствует Психологический климат - Эмоциональный климат на уроке; - Эмоциональная мотивация в начале урока;  Создание ситуации успеха (в ситуации трудной задачи «Не боюсь»); Доброжелательное отношение , улыбка; - Избегать конфликтов.

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровьесбереже-ния

Характерис-тика

Рациональ-ный

Недостаточ-но рацио-нальный

На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого

Нерациональный

1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью

Отсутствует

Психологический климат

- Эмоциональный климат на уроке;

- Эмоциональная мотивация в начале урока;

  • Создание ситуации успеха

(в ситуации трудной задачи «Не боюсь»);

Доброжелательное отношение , улыбка;

- Избегать конфликтов.

“ Не боюсь ”   (В ситуации трудной задачи, или выполнения контрольной работы, надо проводить это упражнение.      Я скажу себе, друзья,  Не боюсь я никогда  Ни диктанта, ни контрольной,    Ни стихов и ни задач,  Ни проблем, ни неудач.  Я спокоен, терпелив,  Сдержан я и не хмурлив,    Просто не люблю я страх,    Я держу себя в руках !

Не боюсь (В ситуации трудной задачи, или выполнения контрольной работы, надо проводить это упражнение.

Я скажу себе, друзья, Не боюсь я никогда Ни диктанта, ни контрольной,   Ни стихов и ни задач, Ни проблем, ни неудач. Я спокоен, терпелив, Сдержан я и не хмурлив,   Просто не люблю я страх,   Я держу себя в руках !

Темп и особенности окончания урока  Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. Недопустима задержка в классе после звонка на перемену; Интегральным показателем эффективности проведенного урока можно считать:

Темп и особенности окончания урока

  • Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
  • Недопустима задержка в классе после звонка на перемену;

Интегральным показателем эффективности проведенного урока можно считать:

  • состояние и вид учеников, выходящих с урока;
  • состояние учителя.
Виды физкультминуток: Упражнения для снятия общего или локального утомления; Упражнения для кистей рук; Гимнастика для глаз; Гимнастика для слуха; Упражнения корректирующие осанку; Дыхательная гимнастика .

Виды физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для слуха;
  • Упражнения корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика .

Дыхательные упражнения  Для успокоения, снятия физического и психического напряжения на уроках проводятся дыхательные упражнения. чередующееся носовое дыхан ие.

Дыхательные упражнения

Для успокоения, снятия физического и психического напряжения на уроках проводятся дыхательные упражнения.

чередующееся носовое дыхан ие.

  • Упражнение проводится из положения сидя.
  • Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, правую зажимая пальцем. Задержите дыхание на 3.Затем, закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6.Вдыхайте правой ноздрёй и т.д
Зрительная гимнастика Упражнения для снятия напряжения и утомления на уроках при использовании компьютера:

Зрительная гимнастика

Упражнения для снятия напряжения и утомления на уроках при использовании компьютера:

  • 1.Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4,широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
  • 2.Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
  • 3. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и обратную сторону: вверх – влево –вниз –вправо, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.Повторить 4-5 раз.
Физические упражнения на уроках в школе для предупреждения зрительного утомления и близорукости   

Физические упражнения на уроках в школе для предупреждения зрительного утомления и близорукости  

  • 1.Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
  • 2.Выполяется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут.
  • 3.Выполяется стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.(Тем, кто пользуется очками их не следует снимать).
  • 4.Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы. Повторить 3-4 раза.
Точечный массаж, как эффективный способ защиты от простудных заболеваний

Точечный массаж, как эффективный способ защиты от простудных заболеваний

Суть точечного массажа

Суть точечного массажа

  • В основе точечного массажа - механическое воздействие пальцем на биологически активные точки, имеющие рефлекторную связь (через нервную систему) с различными внутренними органами и функциональными системами. В зависимости от метода воздействия на точки можно усиливать артериальное кровообращение, регулировать питание тканей, деятельность желез внутренней секреции, повышать иммунитет организма.
Результат :  Снижение утомляемости   Повышение продуктивности, работоспособности   Меняется отношения к предмету, что особенно важно в 5-6 классах   Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.

Результат :

  • Снижение утомляемости

  • Повышение продуктивности, работоспособности

  • Меняется отношения к предмету, что особенно важно в 5-6 классах

  • Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.

Нетрадиционные уроки с использованием здоровьесберегающих технологий Урок- исследование Урок-соревнование; Урок – ролевая игра; Урок – проект; Урок творчества; Урок – коммуникация; Урок – путешествие; Урок с имитацией публичных форм общения; Урок в традиционной форме внеклассной работы; Урок- сюрприз; Интегрированные уроки.

Нетрадиционные уроки с использованием здоровьесберегающих технологий

  • Урок- исследование
  • Урок-соревнование;
  • Урок – ролевая игра;
  • Урок – проект;
  • Урок творчества;
  • Урок – коммуникация;
  • Урок – путешествие;
  • Урок с имитацией публичных форм общения;
  • Урок в традиционной форме внеклассной работы;
  • Урок- сюрприз;
  • Интегрированные уроки.

Урок-исследование Урок- спектакль Урок- суд

Урок-исследование

Урок- спектакль

Урок- суд

Урок- телепередача «Жить здорово!» Урок- Ученик в роли  учителя» Урок- КВН

Урок- телепередача «Жить здорово!»

Урок-

Ученик в роли

учителя»

Урок- КВН

Урок –проект   Урок -сказка

Урок –проект

Урок -сказка

Проект  «Япония»

Проект

«Япония»

Здоровье – это не все, Но все без здоровья - ничто.  Сократ

Здоровье – это не все,

Но все без здоровья - ничто.

Сократ

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Курбанова Гольсина Газимьяновна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 254206


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства