Презентация на тему самообразования " Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"
Презентация на тему самообразования " Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"
Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы." Здоровьесберегающие образовательные технологии - системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему самообразования " Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"»
Здоровьесберегающиетехнологии на уроках биологии
Учитель биологии
МОБУ Верхнесуянская ООШ
Курбанова Г.Г.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
В.А.Сухомлинский .
Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих документах:
Закон РФ «Об образовании»;
Национальная доктрина образования в России;
Концепция модернизации российского образования;
Концепция непрерывного образования;
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа» (п.5 Сохранение и укрепление здоровья школьников);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования (ФГОС)
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
( Н.К. Смирнов)
Принципы здоровьесбергающих технологий:
Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока;
Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты;
Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности;
Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня;
Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания;
Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
Работоспособность в течениерабочей недели 1-6 классы
Работоспособность в течениерабочей недели 7-11 классы
Работоспособность в течениеучебного дня 1-6 классы
Работоспособность в течениеучебного дня 7-11 классы
Урок - главная форма образования в школе
Как сделать 40 (45) минут детской жизни насыщенными и интересными?
Как привить интерес к учёбе, к предмету, стремление к самостоятельному получению знаний, к самосовершенствованию?
чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока
Критерии здоровье- сбережения
Характерис-тика
Количество видов учебной деятель-
Рациональный уровень
ности
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слуша-ние, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание,
Недостаточ-но рацио-нальный
Списывание и др.
Нерацио-нальный
4-7
2-3
1-2
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока
Критерии здоровье- сбережения
Рациональ-ный
Недостаточно рациональный
Не более
Нерацио-нальный
10 мин.
11-15 мин.
Более
15 мин.
Средняя продолжи- тельность и частота чередования видов деятельности
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока
Критерии здоровье- сбережения
Количество видов пре-подавания
Характеристика
Рацио-нальный уровень
Виды препода- вания: словесный, наглядный, самостоятель-ная или практическая работа, аудиовизуаль- ный
Недостаточно рацио-нальный
Нера-циональный
Не менее
3-х
2
1
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.
Критерии здоровье- сбережения
Характерис-тика
Рациональ-ный
Недостаточ-но рацио-нальный
На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого
Нерацио-нальный
1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью
Отсутст-вует
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
Физкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Требования к проведению физкультминуток
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока
Критерии здоровьесбереже-ния
Характерис-тика
Рациональ-ный
Недостаточ-но рацио-нальный
На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого
Нерациональный
1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью
Отсутствует
Психологический климат
- Эмоциональный климат на уроке;
- Эмоциональная мотивация в начале урока;
Создание ситуации успеха
(в ситуации трудной задачи «Не боюсь»);
Доброжелательное отношение , улыбка;
- Избегать конфликтов.
“Не боюсь” (В ситуации трудной задачи, или выполнения контрольной работы, надо проводить это упражнение.
Я скажу себе, друзья,Не боюсь я никогдаНи диктанта, ни контрольной,Ни стихов и ни задач,Ни проблем, ни неудач.Я спокоен, терпелив,Сдержан я и не хмурлив,Просто не люблю я страх,Я держу себя в руках !
Темп и особенности окончания урока
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
Недопустима задержка в классе после звонка на перемену;
Интегральным показателем эффективности проведенного урока можно считать:
состояние и вид учеников, выходящих с урока;
состояние учителя.
Виды физкультминуток:
Упражнения для снятия общего или локального утомления;
Упражнения для кистей рук;
Гимнастика для глаз;
Гимнастика для слуха;
Упражнения корректирующие осанку;
Дыхательная гимнастика .
Дыхательные упражнения
Для успокоения, снятия физического и психического напряжения на уроках проводятся дыхательные упражнения.
чередующееся носовое дыхан ие.
Упражнение проводится из положения сидя.
Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, правую зажимая пальцем. Задержите дыхание на 3.Затем, закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6.Вдыхайте правой ноздрёй и т.д
Зрительная гимнастика
Упражнения для снятия напряжения и утомления на уроках при использовании компьютера:
1.Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4,широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
2.Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и обратную сторону: вверх – влево –вниз –вправо, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.Повторить 4-5 раз.
Физические упражнения на уроках в школе для предупреждения зрительного утомления и близорукости
1.Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
2.Выполяется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут.
3.Выполяется стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.(Тем, кто пользуется очками их не следует снимать).
4.Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы. Повторить 3-4 раза.
Точечный массаж, как эффективный способ защиты от простудных заболеваний
Суть точечного массажа
В основе точечного массажа - механическое воздействие пальцем на биологически активные точки, имеющие рефлекторную связь (через нервную систему) с различными внутренними органами и функциональными системами. В зависимости от метода воздействия на точки можно усиливать артериальное кровообращение, регулировать питание тканей, деятельность желез внутренней секреции, повышать иммунитет организма.
Результат :
Снижение утомляемости
Повышение продуктивности, работоспособности
Меняется отношения к предмету, что особенно важно в 5-6 классах
Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.
Нетрадиционные уроки с использованием здоровьесберегающих технологий