МАСТЕР-КЛАСС Конструирование и использование различных приемов создания мотивации
МАСТЕР-КЛАСС Конструирование и использование различных приемов создания мотивации
Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала и курса в целом — краеугольный камень методики преподавания любого предмета, в частности, биологии. Важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. Такая мотивация называется локальной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР-КЛАСС Конструирование и использование различных приемов создания мотивации»
МАСТЕР-КЛАСС
Конструирование и использование различных приемов создания мотивации у учащихся к изучению конкретной темы.
(на примере темы урока: « Группы крови»).
План выступления
1-й шаг. Необходимость создания мотивационного поля в обучении.
2-й шаг. Приемы создания мотивации у учащихся к изучению на уроке.
3-й шаг. Практическая работа:;Создание примеров локальной мотивации у учащихся к изучению темы : «Группы крови».
4-й шаг. Рефлексия.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает удовольствие от самой деятельности.
Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации.
Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому”, то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения.
Моя подготовка к мастер-классу:
1 этап: хочу?- нет!
2 этап: могу? -_да!
3 этап: выполняю с интересом?- уже!
4 этап: значимо каждому-надеюсь!
Так как же сформировать такую же цепочку у ученика? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Требования к уроку постоянно корректируются, его этапы дробятся, рассматриваются под микроскопом. Современный урок претерпевает изменения вместе с изменяющимся обществом. Одним из этапов является подготовка к основному этапу занятий, где четко прописаны дидактические задачи: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала и курса в целом — краеугольный камень методики преподавания любого предмета, в частности, биологии. Важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. Такая мотивация называется локальной.
Конечно, создание локальной мотивации нередко связано с личным педагогическим талантом учителя и даже просто с его обаянием. Но это относится к той грани педагогической деятельности, которую можно назвать одним словом — искусство.
ФИЛЬМ
Предлагаю Вашему вниманию технологию, т.е. несколько вполне конкретных приемов и методов создания такой мотивации.
Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся.
Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.
Прием третий: создание проблемной ситуации.
Прием четвертый: использование занимательного сюжета.
Прием пятый: ролевой подход.
Приведу приемы создания мотивации, взятые из преподавательской практики и школьных учебников. Сразу оговоримся, что порядок, в котором привожу приемы создания локальной мотивации, никак не свидетельствует об их предпочтительности.
Обратите внимание на экран: ученики сейчас довольно часто играют в интернете в игру: найди общее. Определив объединяющее начало этих изображений, мы вместе определим тему урока в 8 классе: «Кровь».
Кровь - это жизнь, без нее организм не может функционировать. Подгоняемая сердечным насосом, она бежит по разветвленной сети артерий и вен, разнося в клетки кислород и питательные вещества и удаляя вредные отходы. У многих народов это слово применяется для выражения самых сильных чувств. "Кровное родство" и "кровное братство", "кровная дружба" и "кровная вражда", а как много легенд и преданий связано с кровью. Издавна крови придавали огромное значение как лекарству. При помощи ее пытались омолаживать старцев и воскрешать из мертвых. Еще в древних египетских папирусах лечение собственной кровью рекомендовалось применять при самых тяжелых заболеваниях.
Прошу вместе со мной создать возможные варианты мотивационных приёмов, которые могут возникнуть у учащихся в начале урокаи послужат для актуализации процесса обучения на данном уроке.
Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся. Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала.
- Прошу продумать, предложить мне вопросы для изучения в рамках данной темы урока, которые могли бы сформулировать ученики?
Человеку, попавшему в тяжелую аварию, срочно требуется кровь.
Как наследуются группы крови?
Для чего сдаётся анализ крови?
Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.
Обращаюсь к своим коллегам, чей жизненный и педагогический опыт велик. Прошу Вас предложить мне возможные варианты мотивации изучения данной темы через проекцию Вашего предмета. Сформируем МЕТАПРЕДМЕТ
Учитель математики
Учитель географии
Учитель ИЗО
Учитель физики
Прием третий: создание проблемной ситуации. В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует. Интерес же может возникать, например, в силу парадоксальности описываемой в этой проблеме ситуации.
В родильном доме в одну ночь почти одновременно родилось четыре младенца. Принимала роды одна акушерка, а чем занимался остальной медперсонал науке неизвестно. Но как бы там ни было, все роды прошли хорошо, и всё было бы ничего, да уставшая акушерка забыла надеть бирки на малышей. Малышей унесли, но вот когда пришло время кормления дело начало принимать скандальный оборот. Какой маме и какого новорожденного нести?
Младенцы обладают группами крови 0, А, В, АВ.
Группы крови родительских пар: Первая пара - 0 и 0 Вторая пара - АВ и 0 Третья пара - А и В Четвертая пара - В и В
Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Помогите акушерке развесить бирочки.
Прием четвертый: использование занимательного сюжета.
Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!
У фермера было два сына. Первый родился, когда фермер был еще молод. Первенец вырос красивым сильным юношей, которым отец очень гордился. Второй мальчик, родившийся намного позже, рос болезненным ребенком. Соседи сплетничали о том, что второй мальчик не его сын и убеждали фермера подать в суд для установления отцовства. Основанием по мнению "добродетелей" был тот факт, что фермер, являясь отцом такого складного юноши, каким был его первый сын, не мог быть отцом такого болезненного и слабого мальчика как второй. К тому же группы крови отца и первого сына совпадали, а вот второй мальчик имел группу крови отличную и от отца и от матери.
Группы крови в семье были следующие: фермер - AB мать - 0 первый сын - АВ второй сын - В
Учитель естествознания сельской школы, посмотрев на данные групп крови, лукаво улыбнулся и... отсоветовал фермеру подавать в суд. Почему он так поступил и можно ли на основании этих данных считать, что оба юноши являются сыновьями этого фермера? Свой ответ обосновать, назвав генотипы всех членов этой семьи.
Прием пятый: ролевой подход.В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “цикл”, то это точное исполнение команд, посредством которых данная конструкция реализована. Да и при изучении просто понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.
В суде следует доказать отцовство ребёнка на основании группы крови.(судья, мать, потенциальный отец)
Организовать спор между сторонниками и противниками переливания крови, (врач, недоучившийся обыватель)
Прием,,,,,,,…………………………следующий. Их много, и тем интереснее и полнее может быть сконструирована и реализована любая локальная мотивация.