kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МАСТЕР-КЛАСС Конструирование и использование различных приемов создания мотивации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала и курса в целом — краеугольный камень методики преподавания любого предмета, в частности, биологии. Важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. Такая мотивация называется локальной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР-КЛАСС Конструирование и использование различных приемов создания мотивации»


МАСТЕР-КЛАСС


Конструирование и использование различных приемов создания мотивации у учащихся к изучению конкретной темы.

(на примере темы урока: « Группы крови»).


План выступления

1-й шаг. Необходимость создания мотивационного поля в обучении.

2-й шаг. Приемы создания мотивации у учащихся к изучению на уроке.

3-й шаг. Практическая работа:;Создание примеров локальной мотивации у учащихся к изучению темы : «Группы крови».

4-й шаг. Рефлексия.


Добрый день, уважаемые коллеги!

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает удовольствие от самой деятельности.

Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации.

Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому”, то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения.

Моя подготовка к мастер-классу:

1 этап: хочу?- нет!

2 этап: могу? -_да!

3 этап: выполняю с интересом?- уже!

4 этап: значимо каждому-надеюсь!

Так как же сформировать такую же цепочку у ученика? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.


Требования к уроку постоянно корректируются, его этапы дробятся, рассматриваются под микроскопом. Современный урок претерпевает изменения вместе с изменяющимся обществом. Одним из этапов является подготовка к основному этапу занятий, где четко прописаны дидактические задачи: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала и курса в целом — краеугольный камень методики преподавания любого предмета, в частности, биологии. Важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. Такая мотивация называется локальной.

            Конечно, создание локальной мотивации нередко связано с личным педагогическим талантом учителя и даже просто с его обаянием. Но это относится к той грани педагогической деятельности, которую можно назвать одним словом — искусство.

ФИЛЬМ

Предлагаю Вашему вниманию технологию, т.е. несколько вполне конкретных приемов и методов создания такой мотивации.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся.

Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.

 Прием третий: создание проблемной ситуации.  

Прием четвертый: использование занимательного сюжета. 

  Прием пятый: ролевой подход. 



 Приведу приемы создания мотивации, взятые из преподавательской практики и школьных учебников. Сразу оговоримся, что порядок, в котором привожу приемы создания локальной мотивации, никак не свидетельствует об их предпочтительности.

Обратите внимание на экран: ученики сейчас довольно часто играют в интернете в игру: найди общее. Определив объединяющее начало этих изображений, мы вместе определим тему урока в 8 классе: «Кровь».

Кровь - это жизнь, без нее организм не может функционировать. Подгоняемая сердечным насосом, она бежит по разветвленной сети артерий и вен, разнося в клетки кислород и питательные вещества и удаляя вредные отходы. У многих народов это слово применяется для выражения самых сильных чувств. "Кровное родство" и "кровное братство", "кровная дружба" и "кровная вражда", а как много легенд и преданий связано с кровью. Издавна крови придавали огромное значение как лекарству. При помощи ее пытались омолаживать старцев и воскрешать из мертвых. Еще в древних египетских папирусах лечение собственной кровью рекомендовалось применять при самых тяжелых заболеваниях.





Прошу вместе со мной создать возможные варианты мотивационных приёмов, которые могут возникнуть у учащихся в начале урока и послужат для актуализации процесса обучения на данном уроке.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся.  Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала.

- Прошу продумать, предложить мне вопросы для изучения в рамках данной темы урока, которые могли бы сформулировать ученики?

Человеку, попавшему в тяжелую аварию, срочно требуется кровь.

Как наследуются группы крови?

Для чего сдаётся анализ крови?



Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.

Обращаюсь к своим коллегам, чей жизненный и педагогический опыт велик. Прошу Вас предложить мне возможные варианты мотивации изучения данной темы через проекцию Вашего предмета. Сформируем МЕТАПРЕДМЕТ

  1. Учитель математики

  2. Учитель географии

  3. Учитель ИЗО

  4. Учитель физики





        Прием третий: создание проблемной ситуации.  В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует. Интерес же может возникать, например, в силу парадоксальности описываемой в этой проблеме ситуации.

В родильном доме в одну ночь почти одновременно родилось четыре младенца. Принимала роды одна акушерка, а чем занимался остальной медперсонал науке неизвестно. Но как бы там ни было, все роды прошли хорошо, и всё было бы ничего, да уставшая акушерка забыла надеть бирки на малышей. Малышей унесли, но вот когда пришло время кормления дело начало принимать скандальный оборот. Какой маме и какого новорожденного нести?

 Младенцы обладают группами крови 0, А, В, АВ. 




Группы крови родительских пар:
Первая пара - 0 и 0 
Вторая пара - АВ и 0 
Третья пара - А и В 
Четвертая пара - В и В 

Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Помогите акушерке развесить бирочки. 





Прием четвертый: использование занимательного сюжета.  

Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!

У фермера было два сына. Первый родился, когда фермер был еще молод. Первенец вырос красивым сильным юношей, которым отец очень гордился. Второй мальчик, родившийся намного позже, рос болезненным ребенком. Соседи сплетничали о том, что второй мальчик не его сын и убеждали фермера подать в суд для установления отцовства. Основанием по мнению "добродетелей" был тот факт, что фермер, являясь отцом такого складного юноши, каким был его первый сын, не мог быть отцом такого болезненного и слабого мальчика как второй. К тому же группы крови отца и первого сына совпадали, а вот второй мальчик имел группу крови отличную и от отца и от матери. 

Группы крови в семье были следующие:
фермер - AB

мать - 0
первый сын - АВ
второй сын - В


Учитель естествознания сельской школы, посмотрев на данные групп крови, лукаво улыбнулся и... отсоветовал фермеру подавать в суд. Почему он так поступил и можно ли на основании этих данных считать, что оба юноши являются сыновьями этого фермера? Свой ответ обосновать, назвав генотипы всех членов этой семьи.







Прием пятый: ролевой подход. В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “цикл”, то это точное исполнение команд, посредством которых данная конструкция реализована. Да и при изучении просто понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.

  1. В суде следует доказать отцовство ребёнка на основании группы крови.(судья, мать, потенциальный отец)

  2. Организовать спор между сторонниками и противниками переливания крови, (врач, недоучившийся обыватель)

Прием,,,,,,,…………………………следующий. Их много, и тем интереснее и полнее может быть сконструирована и реализована любая локальная мотивация.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
МАСТЕР-КЛАСС Конструирование и использование различных приемов создания мотивации

Автор: Васюкова Наталья Павловна

Дата: 28.09.2016

Номер свидетельства: 346446


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства