Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Использование технологии смыслового чтения на уроках биологии"»
Методические рекомендации на тему
«Этапы формирования умений и навыков смыслового чтения»
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию.
Работа направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания.
Этапы формирования умений смыслового чтения
I этап. Работа с текстом до чтения.
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3. Анализ текста (Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
III этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Рефлексивная
Значит, при работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:
целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;
составлять план к прочитанному тексту;
умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;
извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;
находить в тексте описание к иллюстрациям;
сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;
готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).
Основные умения смыслового чтения
Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде.
Определять из текста значение терминов.
Сопоставлять информацию из разных частей текста.
Устанавливать в тексте последовательность действий.
Выделять главную мысль отдельных частей текста.
Делать выводы на основе информации из текста.
Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот.
Ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте.
Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.
Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации.
Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов.
Самостоятельно конструировать новую (или существенно измененную) по отношению к тексту ситуацию.
Результаты смыслового чтения
Общая ориентация в тексте
Глубокое понимание текста
Применение полученной информации в практической деятельности