Применение технологии критического мышления через групповую работу на уроках биологии.
Применение технологии критического мышления через групповую работу на уроках биологии.
Технология критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере и помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение технологии критического мышления через групповую работу на уроках биологии.»
Применение технологии критического мышления через групповую работу на уроках биологии.
Дети и молодые люди школ всего мира , закончив обучение , столкнутся лицом к лицу с будущим , совершенно отличным от той реальности с которой встретились предыдущие поколения. Мы сейчас живем во взаимозависимом международном сообществе, где успех или неудача в одной стране влекут последствия для многих других.
«Чтобы быть успешным в современном информационном обществе детям и молодым людям необходимо участвовать в более интенсивных формах активного, конструктивистского обучения, развивающего понимание и независимостии».
Обучение сообща, или обучение в сотрудничестве, заключается в организации работы учащихся вместе – в парах или небольших группах – над одной и той же проблемой, когда в процессе работы выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются.
Учитель несомненно может влиять на успеваемость учащихся создавая благоприятную атмосферу по усовершенствованию учителями методики преподавания, ориентированное на повышение уровня мотивации через групповую форму работы и применение современных педагогических технологии.
Технология критического мышления имеет богатый арсенал приемов и стратегий, который играет одну из важных приоритетов образования и необходим учащимся в формировании коммуникативной компетенции. Я думаю, что применение критического мышления через групповую работу, поможет развить у обучающихся творческий, самостоятельный подход к решению различных задании по предметом. Результатом, которого, будет успешное вовлечение в процесс обучения всех учащихся класса. Они смогут более успешно реализовывать взаимообучение и взаимооценку, помогать друг другу.
Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.
Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме «вызов – реализация смысла – рефлексия», используя набор приёмов и стратегий. Стратегия «толстые» и «тонкие вопросы».
Данный приём используем на любой фазе урока. Он может быть применён для учебной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Применение на уроках биологии «Мозгового штурма» (англ. brainstorming) — одного из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности позволяет найти решение. Применение позволит создать банк идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. критика и комментирование не допускаются. Данная стратегия позволит найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.
Также на уроке биологии применяю приём « чтение с пометом», который способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развивать умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно и лучше запомнить новый материал.
Ученикам предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:
“?” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об
Часто при изучении новой темы применяю прием “Дерево предсказаний” так, как способствует развитию у учащихся умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” -аргументы.
Уже после шести месяцев применения в работе различных приемов критического мышления диагностика уровня творческой активности учащихся дала положительный результат.
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала.
Технология критического мышления позволяет развить коммуникативные компетенции и способствует учащимися не только овладеть академическими знаниями , но научиться уметь применять свои знания на практике.
Могу сказать, что если учитель будет при планировании урока опираться на эффективные методы групповой работы, это поможет в формировании навыков групповой работы и познавательного интереса учащихся, что повлияет в свою очередь на повышение качества обучения.
Основополагающей идеи образовательного процесса в школе является работа в группе ( сотрудничестве), которое предполагает совместное обучение. Работа в группе с целью качественного обучения применялась крайне редко, больше использовалась индивидуальная или фронтальная работа, в настоящее время мы замечаем активное использование на уроках работу в паре, в малых и больших группах и оно уже становится закономерностью.
По словам, Мерсера (2005) « взаимодействие со сверстниками играет для учащегося важную роль в обучении и когда они работают в парах или группах они взаимодействуют «равноправно», что позволяет формировать аргументы и описания явлений».(Руководство для учителя. 1 уровень. 3 издание.2015г стр. 146)
А из этого следует что, сама идея обучения в группах считается гуманной и играет важную роль потому –что помогает учащимся работать вместе, изобретать , получать новые знания, преобразовывать уже имеющиеся . Обучение в сотрудничестве способствует у учащихся умение вести диалог, общению между сверстниками, коммуникабельности, взаимообучению, взаимооценке. Работа в группе способствует созданию психологически благоприятной среды для совместного сотрудничества, степень ответственности у каждого участника группы друг за друга возрастает.
«Коллаборативное обучение (обучение в сотрудничестве) - образовательный подход в преподавании и учении, который представляет собой групповую работу учащихся для решения проблемы, выполнения задания или создания какого- либо продукта. Обучение в сотрудничестве основано на понимании обучения как естественного социального действия, в котором участники беседуют между собой, и посредством подобных разговоров осуществляется обучение». При проведении процесса исследования в действии мы сможем оказать влияние на изменение профессиональной деятельности педагогов школы через применение групповой работы для вовлечения всех учащихся на уроке.
Выводы, которые сформулированы в сравнительном анализе инновационной среды обучения подготовленные ОЭСР: достаточно обстоятельные знания учителями об уровне мотивации учащихся, умение сотрудничать с коллегами, с представителями разных организаций в рамках профессиональных сообществ, умение применять прочные знания и навыки в области информационных технологий, знание методики их использования являются эффективным инструментом преподавания.
Следовательно, создание коллаборативной среды и применение технологии критического мышления даст возможность повысить интерес учителя к применению методов и приемов групповой работы, способствующие вовлечению всех учащихся в процесс обучения . Считаю , что данное исследование в действии даст хорошую результативность так, как учителя ,принимая участие в процессе получают новые знания путем совместного участия в процессе приобретают знания , анализируют и синтезируют полученную информацию.
После завершения мероприятий все педагоги, принимавшие участие смогут взять для себя что-то полезное и применять в своей педагогической деятельности, в этом и заключается наша основная цель - формирование навыков организации групповой работы у учителей.
Для развития коммуникативной компетенции , учителям необходимо знать особенности индивидуальных возрастных особенностей учащихся , темперамент , учитывать насколько сплочен коллектив . Иногда учителя могут неправильно организовать групповую работу, работу в паре не беря во внимание правила и рекомендации организации групп, либо некачественные задания ,который может дать отрицательный результат. Поэтому в школе организована психологическая служба , где все учителя могут получить консультации психолога по вопросу « Как сплотить ученический коллектив? Как при этом учитывать индивидуальные возрастные особенности?». Поэтому при правильной организации групповой работы можно достичь высокого результата, учете возрастных и индивидуальных способностей можно повысить качество знаний в классе.
Для того, чтобы учителя смогли увидеть какие возможности дает использование технологии критического мышления для вовлечения всех учащихся на уроке в школе должно быть организовано взаимопосещение и анализ уроков.
Посещение и анализ уроков учителей даст возможность оценить насколько эффективно происходит применение данной технологии на уроке. Необходимо через различные мероприятия подвести своих коллег к выводу о том, насколько эффективно влияет на процесс обучение и становлении личности формирование навыков у учащихся работа в паре, в группах. При совместной работе у коллег выработается способность в доброжелательной обстановке критически оценивать друг друга, оказывать помощь так, как это будет способствовать пересмотру и изменению своей педагогической деятельности. Взаимооценивание и оценивание, самоанализ поможет коллегам стать действенным инструментом для взаимопонимания и взаимодействия между участниками образовательного процесса ( учениками и родителями).
Поэтому я прихожу к выводу, что технология критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере и помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Используемая литература:
1. Руководство для учителя. 1 уровень. 3 издание.2015г.
2. Управление персоналом.Словарь-справочник.Мозговой штурм