Развитие познавательных процессов как способ удовлетворения познавательной активности обучающихся на уроках биологии
Развитие познавательных процессов как способ удовлетворения познавательной активности обучающихся на уроках биологии
Эффективность деятельности учащихся на уроках зависит от мотивации, таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка к деятельности путём формирования интереса к предмету, то есть в создании внутренней мотивации, опирающейся на познавательную активность ребёнка, на стремление узнать что – то новое и реализовать себя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных процессов как способ удовлетворения познавательной активности обучающихся на уроках биологии»
Автор: Гашинская Надежда Степановна, учитель биологии МОБУ СОШ №3 р.п.Октябрьский Чунского района Иркутской области.
Развитие познавательных процессов как способ удовлетворения познавательной активности обучающихся на уроках биологии.
«Страшная это опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и …..ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».(В.А.Сухомлинский.)
Эффективность деятельности учащихся на уроках зависит от мотивации, таким образом , задача учителя состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка к деятельности путём формирования интереса к предмету, то есть в создании внутренней мотивации, опирающейся на познавательную активность ребёнка, на стремление узнать что – то новое и реализовать себя. Мотивационные приёмы на уроке должны помочь школьнику наполнить предлагаемую деятельность личностным смыслом. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащегося и обеспечивать переход от репродуктивных действий к творческим. В качестве примера подобной мотивации можно рассмотреть ключевой (проблемный) вопрос. Поиск ответа на ключевой вопрос поможет ученикам сконцентрировать своё внимание на наиболее существенных моментах изучаемого материала. Ключевой вопрос связан с целью урока, но не дублирует её.
При изучении темы в 5- ом классе «Устройство увеличительных приборов» можно поставить ключевой вопрос.
Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С лёгкой руки Эммы ему крупно повезло; вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия – возбудительница туберкулёза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (Подарком был микроскоп…С его помощью Р.Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, столбняка, чем спас жизни миллионов людей.)
Активную мыслительную деятельность учащихся вызывают вопросы, требующие установления сходства и различия, причём чем меньше они выражены, тем интереснее для ребят их находить. Так на уроке закрепления по теме «Общее знакомство с организмом человека» учащимся даётся задание найти сходства и различия между организмом человека и простейшего животного, обитающего в сточных водах. Одной из форм умственного поиска – установление причинно – следственных связей. Например при изучении темы «Иммунология на службе здоровья» учащимся даётся следующее задание:
1.У человека в крови появились эритроциты, имеющие серповидную форму. О чём свидетельствует этот факт и каковы его последствия?
2.Спасая жизнь человека, врачи делают переливание крови, но больному становится хуже. О чём свидетельствует этот факт и каковы его последствия?
Одним из видов активного поиска на уроках – выбор верного варианта на основании анализа текста. Обычно такие задания используются при обобщении. Ребятам на выбор предлагаются вопросы различной сложности (каждый вопрос имеет определённое количество баллов). Например, на уроке по теме «Дыхание»предлагаются следующие вопросы:
1.Из каких тканей состоит дыхательная система?(4 балла)
2 Что контролирует и регулирует деятельность дыхательной системы? (5 баллов)
3.Какие органы входят в состав дыхательной системы? (2 балла).
4.Какое строение имеет гортань? (3 балла).
5. Опишите процесс вдоха и выдоха (5 баллов)
6. Расскажите о газообмене в лёгких (5 баллов)
Чтобы получить оценку « отлично», нужно набрать 10 баллов. Ученики могут выбрать любые вопросы, сами рассчитывают свои силы и успешно справляются с заданием.
Практика показывает, что наибольший интерес, стимулирующий поисковую деятельность вызывают задания на нахождение и исправление чьих либо ошибок (во время устного рассказа, работы с текстом, работы у доски и т. д.)