Система профессиональных компетенций учителя.
Владение содержанием и методологией предмета.
Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса.
Знание требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса.
Владение приёмами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями.
Компетенция в сфере медиатехнологий. Владение методиками, приёмами, социализирующими и развивающими средствами учебного предмета.
Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация).
Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент).
Владение навыками обобщения и передачи своего опыта.
Способность к профессиональному самосовершенствованию.
Основные составляющие компетентности и требования к учителю.
1 Компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, а так же готовность нести ответственность за свои действия.
2 Профессиональная компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
3 Информационная компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
4 Коммуникативная компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
5.Правовая компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных правовых документов для решения профессиональных задач.
Этапы формирования профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Отсюда можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
1 этап – самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения;
2 этап – формирование общей концепции « Я в будущем»;
3 этап – выбор стратегии саморазвития;
4 этап – конкретизация ближайших целей;
5 этап – составление плана действий по саморазвитию, когда основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и средствами реализации.
Основные компетенции учителя.
Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
Уметь организовать понятийную работу учащихся.
Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.