Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотизма на уроках биологии»
Воспитание патриотизма на уроках биологии
Родину не выбирают.
Ее принимают, как мать.
Всей жизнью в нее врастают-
Попробуй потом оторвать!
Родину не выбирают.
Она продолжение нас.
Бывает, ее проклинают,
Обидой случайной давясь.
Родину не выбирают.
О ней забывают подчас.
А надо—идут ,умирают,
За эту незримую связь.
Сергей Каргаши
Важнейшим нравственным качеством каждого человека является патриотизм. Воспитание школьников в духе патриотизма –долг каждого учителя. Преподаватели биологии имеют возможность на уроках по всем биологическим курсам, а также в процессе внеклассной работы воспитывать у учащихся любовь к своей Родине ,к родному краю, гордость за своих соотечественников, которые внесли большой вклад в развитие многих наук. Большие возможности в этом плане предоставляет ,на мой взгляд, курс анатомии человека. В процессе преподавания многих его тем можно знакомить учащихся с достижениями медицины, здравоохранения, и на конкретных примерах воспитывать у учащихся чувство гордости за русских ученных, которые внесли огромный вклад в развитие анатомии, физиологии и медицины ,за спортсменов, прославивших спорт и нашу Республику.
Решить эти задачи мне позволяет включение в планы урока соответствующих положений Конституции ДНР, где военно-патриотическому воспитанию молодежи придается особое значение.
Приведу несколько примеров. Рассматривая вопрос развития биологических наук ,я рассказываю о выдающихся русских ученых: Н.И.Пирогове, И.И.Мечникове, И.М.Сеченове, И.П.Павлове, Н.Н.Бурденко и их работах, способствующих развитию наук .Показываю патриотизм ученых, беззаветное служение своему народу, рассказываю об их вдохновенном труде на благо человечества.
Изучая опорно-двигательную систему человека всегда подчеркиваю значение физкультуры и спорта для правильного развития костно-мышечной системы человека. Рассказываю о том, как физическая сила и закалка помогает нашим воинам отстаивать независимость нашей Республики.
Сейчас в нашей Республике имеются неограниченные возможности для развития способностей, дарований и, конечно же ,физическому развитию молодежи. Физическая культура и спорт прочно входят в повседневный быт людей, несмотря на продолжающиеся военные действия в Республике. Рассказываю о том, как физическая сила и закалка помогают нашим воинам нести нелегкую службу .Привожу примеры из жизни наших выпускников, которые пошли служить в ряды армии ДНР и несут трудную и ответственную службу, подчеркиваю что совершенствование физических способностей доступно сейчас каждому школьнику, так как масса кружков работает бесплатно и каждому нужно только систематически посещать их соблюдать разумный режим жизни ,закаливать свой организм. Затем в беседе с учащимися выясняем, развитию каких систем органов способствуют занятия физкультурой ,как они влияют на выработку хорошей осанки ,координации движений, выносливости. В ходе беседы учащиеся называют имена выдающихся спортсменов-чемпионов победителей Олимпийских игр по различным видам спорта, отмечают их спортивные успехи и достижения. Только с начала этого года спортсмены ДНР завоевали на международной арене около 100 медалей различных категорий в разных видах спорта. В конце беседы подчеркиваю, что спортсмены, защищая честь своей Родины, проявляют высокие моральные качества, патриотизм и служат достойным примером для нас.
При изучении материала о возбудителях инфекционных заболеваний я так же подчеркиваю, что успехи медицины позволили покончить с такими тяжелыми заболеваниями, как чума, тиф, сибирская язва, холера, и в этом большая заслуга многий русских и украинских врачей, настоящих патриотов своей Родины. Они не щадили сил, а иногда и жизней, чтобы найти пути и методы борьбы с опасными для человека заболеваниями.
В ходе урока на тему «Группы крови. Переливание крови» я рассказываю ребятам о донорстве- замечательном патриотическом движении людей.
Проведение сложных операций на важнейших органах тела человека требует большого количества крови. В настоящее время, когда идут военные действия ,кровь, отданная донорами, спасла жизнь сотням тысяч воинов.
Быть донором- значить любить людей, жизнь, значит быть патриотом своей Родины .Среди большой армии доноров есть и учителя нашей школы (называю их фамилии), которые , отдавая кровь, спасли жизнь многим воинам ,защищающим нашу независимость. Этот рассказ производит глубокое впечатление на учащихся. Отмечаю, что донором может стать каждый здоровый человек, достигший 18 лет. Изъятие у здоровых людей небольшого количества крови не оказывает отрицательного влияния на организм. Специальными исследованиями доказано, что кроветворные органы легко восполняют эти небольшие потери, и через несколько дней количество ее у донора полностью восстанавливается.
Раскрывая в теме «Дыхание» понятие о клинической и биологической смерти, разъясняю ,что предельный срок, в течении которого можно оживить организм при обычной температуре 5-6 мин., после чего наступает смерть клеток ,в первую очередь нервной ткани(коры головного мозга). Оживление людей, погибающих в результате несчастного случая- благородное и гуманное дело и каждый должен уметь оказывать первую помощь в этом случае. Настоящий патриотизм- это готовность прийти на помощь людям в такие моменты. А для этого мы с учащимися рассматриваем способы искусственного дыхания .На последнем уроке этой темы мы обсуждаем вопрос о чистоте воздуха в быту и на производстве. И конечно, школьники отмечают ,что обычно в воздухе находится много пыли, выхлопных газов, микробов. Особенно много их содержится в крупных промышленных городах. Школьники отмечают важную роль зеленых растений в оздоровлении воздуха. Я объясняю, что уже сейчас на Земле образуется углекислоты несколько больше, чем ее могут ассимилировать зеленые растения. Это говорит о необходимости создания новых зеленых массивов и охране имеющихся зеленых насаждений. В интересах настоящего и будущих поколений мы должны принимать необходимые меры для сохранения чистоты воздуха и воды. Учащиеся приводят примеры: какой вклад они вносят для оздоровления окружающей природной среды. Рассказывают, как на территории нашей школы были высажены ими деревья, как они принимают участие в субботниках. Сделать родной край еще богаче и красивее- задача каждого школьника, это и есть патриотизм.
При изучении темы «Пищеварение» большое внимание уделяю работам И.П. Павлова в области физиологии пищеварения ,сообщаю что за эти работы он был удостоен Нобелевской премии. Вообще воспитанию патриотизма помогает раскрытие роли великих русских ученых И. М.Сеченова, И.П.Павлова Н.И. Лунина и др. которые внесли огромный вклад в развитие биологической науки .С большим интересом слушают учащиеся сообщения о работах этих ученных.
Рассказывая о значении закаливания организма( тема»Кожа»),привожу примеры из жизни выдающихся людей патриотов . Например, великий полководец и патриот генералиссимус А.С. Суворов в детстве был болезненным ,хилым. Но занимаясь физическим трудом, закаливанием он так окреп, что в 70- летнем возрасте совершил свой легендарный поход через ледяные Альпийские горы и победил прославленных наполеоновских маршалов.
На основании опыта своей работы считаю, что почти все уроки биологии позволяют осуществлять патриотическое воспитание школьников которое так необходимо в наше время. Ведь патриотизм- это тот фундамент, на котором должна быть построена жизненная позиция каждого гражданина ДНР.
МОУ «Лицей» №124 г. Донецк
Методическая разработка « воспитание патриотизма на