kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

1.Познакомить с видами иммунитета, особенностями защиты организма человека, возникновением и развитием воспаления как защитной реакции на чужеродный организму объект, течением инфекционных заболеваний.

2. Прививать санитарно-гигиенические навыки: знакомство с путями передачи и предупреждением некоторых инфекционных заболеваний. Продолжить воспитание бережного отношения к своему здоровью.

2. Развивать умения выделять главное, обобщать материал

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.»

Тема: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» 8 класс

 

Цель: формирование представлений о  защитных свойствах организма, значении видов иммунитета.

Задачи: 1. Познакомить с видами иммунитета, особенностями защиты организма человека, возникновением и развитием воспаления как защитной реакции на чужеродный организму объект, течением инфекционных заболеваний.

2. Прививать санитарно-гигиенические навыки: знакомство с путями передачи и предупреждением некоторых инфекционных заболеваний. Продолжить воспитание бережного отношения к своему здоровью.

2. Развивать умения выделять главное, обобщать материал.

 

Ход урока:

  1. Орг. момент (проверка готовности учащихся к уроку).

  2. Актуализация знаний учащихся:

Вопросы к классу:

-Какие клетки крови защищают организм?

-Как вы представляете себе защиту организма человека?

 

В 1822 г. русский биолог И.И. Мечников проделал опыт:  сорвал  несколько шипов с куста розы и ввёл их под кожу прозрачной личинке морской звезды. С этого момента в науке началось триумфальное  шествие иммунологии.

-Что же увидел И.И. Мечников? Какую роль это открытие сыграло в развитии науки?

Это мы с вами и выясним на сегодняшнем уроке. Формулирование цели урока.

  1. Изучение нового материала:

1). Защитные барьеры организма:

-Познакомьтесь со статьёй в учебнике стр. 89 и заполните таблицу в рабочей тетради № 65 стр. 30.

Защитные барьеры организма

Тип защиты

1 барьер: кожа и слизистые оболочки

Физическая

Химическая

Экологическая

Кожа

Слюна

Микроорганизмы

Слизистые оболочки

Слёзы

 

 

Соляная кислота в желудке

 

2 барьер: кровь, тканевая жидкость, лимфа

Иммунитет

Неспецифический

Специфический

Лейкоциты с помощью фагоцитоза

Распознавание веществ чужеродных для организма и их уничтожение






А теперь вернёмся к триумфальному открытию русского учёного И.И. Мечникова, за которое он был удостоен Нобелевской премии.

-Вспомните, какие клетки открыл Мечников? Какую роль они играют в организме?

Рассмотрим  наиболее древнюю форму  иммунитета – неспецифический иммунитет.  

Задание: (Выполняют двое учащихся на доске с помощью опорных схем, остальные работают в группах по 4 человека по карточкам, составляя правильную последовательность).

Составьте, правильную последовательность возникновения ответной реакции личинки морской звезды на проникновение чужеродного объекта: шипов розы.

Найдите соответствие между внешними признаками и процессами, происходящими  в пораженных тканях.

     1. Воспалённое место краснеет:

ü  -микроорганизмы

ü  -орган

ü  -расширяются капилляры, притекает кровь

ü  -повышается температура

2.      Возникает боль и опухоль:

ü  -раздражаются рецепторы

3.      Появляется гной

ü  -с кровью доставляются лейкоциты и макрофаги

ü  -фагоцитоз

ü  -уничтожение возбудителей

ü  -образуется смесь из погибших микробов и лейкоцитов

Если микробы при проникновении сосредотачиваются в одном месте, то такая реакция организма называется воспалением.

(работа с карточками-опорами и распределение их на три группы в соответствии  с внешними признаками воспаления).

-Почему открытие И.И. Мечникова имело большое значение для науки, в чём его роль?

Вопросы к классу:

-Отчего организму человека необходима защита?

-Для чего это необходимо?

Определение иммунитета (сделать запись в рабочей тетради).

Чужеродные организму вещества, способные вызвать иммунную реакцию называются  -  АНТИГЕНЫ. Чтобы избавиться от них существует следующий механизм иммунитета: Клеточный: с помощью клеток- фагоцитов.

Гуморальный: с помощью веществ крови: антител, вырабатываемых  организмом,  в ответ на внедрение чужеродного объекта.

Сделайте вывод о способах и видах защиты организма от воздействий внешней среды.

2) Иммунная система:

Какие клетки, отвечающие за иммунитет, развиваются в этих органах?

Костный мозг - …

Вилочковая железа - …

Лимфатические узлы - …

При затруднении воспользуйтесь учебником.

Составление схемы (с помощью текста учебника)

Функции

 

Т-лимфоцитов            В-лимфоцитов

 









Распознают антигены        Выделяют антитела

АНТИГЕН=АНТИТЕЛО

Таким образом, осуществляется ответная реакция организма на внедрение чужеродного объекта – специфический иммунитет.

Антитела нейтрализуют антигены вне клеток.  Клетки нашего организма способны осуществлять защиту против вирусов, вырабатывая интерферон. Это вещество широко используется в медицине в качестве противовирусного препарата.

Вывод: Внутренний барьер организма, защищающий его от внешней среды  - иммунитет.

3) Инфекционные болезни:

Выполнение задания в рабочей тетради № 70 стр. 31:

Допишите приведённые утверждения:

Заразные болезни, вызываемые вирусами, микробами, грибками, называются инфекционными.

Заразные болезни, вызываемые простейшими, червями-паразитами, клещами, паразитическими насекомыми,  называются паразитарными.

Инфекционные болезни протекают в 3 периода.

Время от момента заражения до появления первых симптомов – скрытый период. Далее следует острый период, после которого наступает выздоровление.

Ответьте на вопросы:

-Почему  гриппом и ОРЗ легко заразиться при большом скоплении народа?

- Можно ли повторно заболеть ветряной оспой, корью или свинкой?

-Опасен ли для окружающих человек, который является бацилло- или вирусоносителем?

-Почему необходимо соблюдать гигиену помещений, где находится больной человек?

-Назовите «ворота инфекции» для наиболее известных вам заболеваний?

Выводы:

1.      Организм защищён от проникновения чужеродных веществ внутренними и внешними барьерами.

2.      Внутренний барьер составляет иммунитет.

3.      Виды иммунитета - специфический и неспецифический.

4.      В процессе эволюции у человека возникла иммунная система, позволяющая поддерживать постоянство внутренней среды.

  1. Закрепление:




































Задание по теме «Иммунитет» Учени __ 8 __ класса ______________________________________________


Найдите соответствие:

А. Способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.

Б. Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию.

            В. Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами.

Г. Клетки, вырабатывающие антитела.

Д. Вещество клетки, уничтожающее вирус после его проникновения через мембрану.

Ж. Местная реакция на проникновение микробов в орган.

З. Орган, в котором формируются Т-лимфоциты.

 

1.      Антигены.

2.      Тимус.

3.      В-лимфоциты.

4.      Воспаление.

5.      Иммунитет.

6.      Интерферон.

7.      Фагоцитоз.

Домашнее задание: §18, памятка «Как укрепить иммунитет».































Задание по теме «Иммунитет» Учени __ 8 __ класса ______________________________________________


Вставьте в текст «Иммунитет» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запищите в приведенную ниже таблицу.


    __  (А) - это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.  Различают два вида иммунитета: наследственный и ___(Б). Естественный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных ____ (В) или передается по наследству от родителей. Искусственный иммунитет возникает в результате введения в организм готовых _____(Г). Столбняк можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной _____(Д). ____(Е) – это повышенная чувствительность организма к некоторым веществам.

  Перечень терминов:

1)    болезнь

2)    приобретенный

3)    сыворотка

4)    иммунитет

5)    аллергия

6)    антитела

7)    вакцина

8)    инфекционное заболевание

А

Б

В

Г

Д

Е






Задание по теме «Иммунитет» Учени __ 8 __ класса ______________________________________________


Вставьте в текст «Иммунитет» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запищите в приведенную ниже таблицу.


    __  (А) - это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.  Различают два вида иммунитета: наследственный и ___(Б). Естественный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных ____ (В) или передается по наследству от родителей. Искусственный иммунитет возникает в результате введения в организм готовых _____(Г). Столбняк можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной _____(Д). ____(Е) – это повышенная чувствительность организма к некоторым веществам.

  Перечень терминов:

1)    болезнь

2)    приобретенный

3)    сыворотка

4)    иммунитет

5)    аллергия

6)    антитела

7)    вакцина

8)    инфекционное заболевание

А

Б

В

Г

Д

Е






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Автор: Дмитриева Оксана Николаевна

Дата: 27.12.2024

Номер свидетельства: 662797

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Разработка урока по теме "Иммунитет" "
    ["seo_title"] => string(37) "razrabotka-uroka-po-tiemie-immunitiet"
    ["file_id"] => string(6) "143196"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418473749"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Тесты по теме "Внутренняя среда организма" "
    ["seo_title"] => string(48) "tiesty-po-tiemie-vnutrienniaia-srieda-orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "108071"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1403542954"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "прививки от гриппа "за" и "против" "
    ["seo_title"] => string(31) "privivki-ot-ghrippa-za-i-protiv"
    ["file_id"] => string(6) "202293"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429204584"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Все вместе спасем планету от ВИЧ/СПИДа "
    ["seo_title"] => string(44) "vsie-vmiestie-spasiem-planietu-ot-vich-spida"
    ["file_id"] => string(6) "123068"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414409749"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства