На нашей планете обитают около 2000000 видов животных. Это различные беспозвоночные и позвоночные. Вспомните, что в своем историческом развитии животные появлялись и развивались в определенной последовательности. Например, первые земноводные появились около 300 млн. лет назад от древних рыб, а первые пресмыкающиеся возникли примерно 200 млн. лет назад от древних земноводных. Эти примеры показывают, что животный мир возник не сразу, а развивался длительно и постепенно. Историческое развитие животного мира, в процессе которого происходило и происходит его изменение, совершенствование, называют эволюцией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Доказательства эволюции животного мира» »
Конспект урока биологии для 7 класса по теме
«Доказательства эволюции животного мира»
учитель высшей квалификационной категории Давлетшина Вероника Васильевна
г. Нижнекамск РТ
Цель урока: обобщить знания о строении современных и некоторых ископаемых животных, раскрыть роль в доказательстве эволюции животного мира.
Задачи урока: создать условия для развития:
предметных компетенций: посредством анализа имеющихся знаний в качестве доказательства процесса эволюции;
общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации (видеофрагмент, учебник) для решения поставленной цели;
- коммуникативных посредством развития умений полилогической речи через организацию работы в группах.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .
Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных», «Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга», «Строение зародышей различных позвоночных», рабочая тетрадь, учебник.
Ход урока:
На нашей планете существует огромное разнообразие форм жизни. Попытки понять, как возникли живые организмы на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в глубокой древности.
Доказать современные представления об эволюции жизни прямыми методами невозможно. Эксперимент затянется на миллионы лет (цивилизованному обществу от роду не более 10 тысяч лет), а машину времени скорее всего так и не изобретут. Как же добывается истина в этой области знания? Как подступиться к животрепещущему вопросу "Кто от кого произошёл"? И сегодня мы попробуем найти ответ на этот вопрос.
·Просмотр видеофильма «Эволюция»
У: Ребята, какой процесс вы наблюдали?
Предполагаемый ответ учащихся: эволюция.
У: Эволюция (от лат. evolution– развертывание) необратимый процесс исторического развития живого.
II. Изучение нового материала
У: Сегодня мы с вами рассмотрим основные типы доказательств эволюции
Палеонтологические доказательства эволюции
Палеонтология – наука, изучающая останки древних вымерших животных. Ископаемые остатки сохраняются в различных слоях земной коры в виде отпечатков и окаменелостей. Именно палеонтология даёт тот материал, который позволяет предположить, а иногда и сказать с уверенностью, как конкретно шла эволюция. Многие животные, жившие раньше, не имеют аналогов в современном животном мире – они вымерли, но ученые до сих пор находят их останки, воссоздают их реконструкции и пытаются разгадать причины их вымирания. Наиболее крупными вымершими животными были динозавры.
Большой интерес представляют вымершие животные переходных форм, например археоптерикс - это животное имело признаки и рептилий и птиц.
ДЖОТ ТОТС
У: Давайте проанализируем и выявим черты сходства, характерные для пресмыкающихся. На столах рисунок археоптерикса. Внимательно изучите его.
Участники №1 и № 3 возьмите бумагу А4, сложите пополам, разделите, половинку отдайте соседу по плечу.
Все участники сложите бумагу пополам, разделите. Снова сложите бумагу пополам и снова разделите. Получилось 4 бумаги.
Назовите признаки археоптерикса, сближающего его
с пресмыкающимися.
Подумайте 30 секунд.
Назовите признак вслух, запишите ее на листочек и положите на центр стола словом вверх. Признаки не должны повторяться.
Обобщите данные признаки.
Предполагаемый ответ учащихся: мощные зубы, длинный хвост, нижние конечности покрыты роговыми чешуями, кроме того они имели очень тяжелый скелет, планировали.
ДЖОТ ТОТС
У: Назовите признаки археоптерикса, сближающего его с птицами.
Предполагаемый ответ учащихся: крылья, покрытые перьями, общий вид.
У: Ребята, какой вывод вы можете сделать о палеонтологических доказательствах?
Предполагаемый ответ учащихся: животный мир непрерывно развивался, а вымершие животные оставили своих потомков.
Задание № 1. Рассмотрите изображения передней конечности наземных позвоночных. Найдите черты сходства в их строении.
Задание № 2. Сравните строение кровеносной системы, рыб, земноводных, птиц и млекопитающих. Укажите черты сходства.
Задание №3. Сравните внешнее строение головного мозга позвоночных животных. Укажите черты сходства в их строении.
1 группа:Передние конечности имеют единый план строения, состоят из одинакового числа костей: плечо, предплечье, кисть. Сходство строения свидетельствует о родстве животных. Доказательство эволюции!
Гомологичные органы – органы, имеющие общий план строения, развивающиеся из сходных зачатков и выполняющие одинаковые или разные функции.
Не всякое сходство органов свидетельствует в пользу их родства. Крыло птицы и крыло бабочки выполняют сходную функцию, но их строение совершенно различно. Как называются такие органы?
Фильм (фрагмент 3)
Аналогичные органы– органы, сходные по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.
2 группа:Прослеживается усложнение (эволюционные изменения) строения кровеносной системы, общее: кровеносная система замкнутого типа, сердце, круги кровообращения.
3 группа:Головной мозг хордовых животных состоит из одинаковых отделов. Наивысшего развития достигает головной мозг млекопитающих.
Молодцы, хорошо поработали! Но на этом доказательства не заканчиваются! У некоторых животных имеются рудиментарные органы, которые утратили свое первоначальное значение, т.к. длительно не применялись животными: современные киты, питоны не имеют задних конечностей, но они представлены небольшими косточками, значит когда –то их предки имели эти конечности.
атавизмы- это органы, в норме присутствовавшие у отдалённых предков, утраченные в ходе эволюции, но иногда проявляющиеся у отдельных организмов данного вида. Примерами его могут служить: трехпалость у современных лошадей, дополнительные пары молочных желез. Благодаря живому интересу к происхождению человека, проявляемому в последние полтора столетия, человеческие атавизмы изучены хорошо.
Вывод: Таким образом, данные сравнительной анатомии убедительно
свидетельствуют об изменчивости органического мира.
Эмбриологические доказательства эволюции
- Ребята, вы уже знаете, что большинство организмов развиваются из оплодотворенного яйца. Проследим стадии развития зародышей различных организмов.
Задания по группам.
- Что вы можете сказать о внешнем виде (сходстве) зародышей на ранней стадии развития?Верно, удивительное сходство!
- Что происходит с зародышами по мере развития, насколько они сходны между собой? Сходство ослабевает, все более четко проявляются черты тех классов, к которым они принадлежат.
- Какой вывод мы можем сделать, узнав о поразительном сходстве зародышей на ранних стадиях развития?
Вывод: Сходство зародышей различных систематических групп свидетельствует об общности происхождения, о родстве сравниваемых организмов.
Фильм (фрагмент4)
У всех хордовых на ранних стадиях развития закладывается хорда, возникает нервная трубка, в переднем отделе глотки образуются жабры и т. д. Сходство зародышей свидетельствует об общности происхождения данных организмов. По мере развития зародышей черты их различия выступают все более явственно. К. Бэр первым обнаружил, что в ходе эмбрионального развития сначала появляются общие признаки типа, затем последовательно класса, отряда и, наконец, вида. Эта закономерность в развитии зародышей указывает на их родство, происхождение от одного ствола, который в ходе эволюции распался на множество ветвей.
Вывод: И так данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии позволяет установить сходство между отдельными группами животных, указывающие на родство, что очень важно для доказательства эволюции животного мира.