Конспект урока биологии
Класс: 9
Тема: Химический состав клетки.
Цель: сформировать знания о химическом составе клетки.
Задачи:
Развивающая – развивать знания о химическом составе клеток живых организмов.
Образовательная– показать разнообразие и свойства неорганических и органических веществ
Воспитательная – воспитывать культуру поведения
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки).
Ход урока
Оргмомент
Актуализация ранее изученного.
Проверка домашнего задания:
1)Работа по карточкам.
2)Тестирование.
1. Назовите ученого, который первым предложил понятие «клетка»?
А) Р.Гук
Б)А.Левенгук
В) К.Бэр
Г) Т.Шванн
2. назовите ученого, который, обобщив знания о строении животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию
А) Р.Гук
Б)Р.Вирхов
В) Т.Шванн
Г) Р.Броун
3. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о:
А) единстве органического мира
Б) единстве живой и неживой природы
В) взаимосвязи организмов в природе
Г) взаимосвязи организмов и среды и обитания
4. о единстве органического мира свидетельствует:
А) круговорот веществ
Б) клеточное строение организмов
В) взаимосвязь организмов и среды
Г) приспособленность организмов к среде
5. Изучением строения и функций клетки занимается:
А)эмбриология
Б) генетика
В) селекция
Г) цитология
6. живое отличается от неживого:
А) составом неорганических соединений
Б) наличием катализаторов
В) взаимодействием молекул друг с другом
Г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной организации системы.
7.Клетка – структурная и функциональная единица живого, так как:
А) в состав клетки входит около 70 химических элементов
Б) все белки клеток построены из 20 аминокислот
В)в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада
Г) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.
Мотивация учебной деятельности.
В клетках содержится более 70 химических элементов. Вспомним из химии, что это за элементы.
Изучение новой темы.
- Прочитайте в учебнике и скажите, что такое микроэлементы? Запишем примеры.
- Запишем в тетрадь:
«Макроэлементы – химические элементы, представленные в клетке в больших количествах».
- Как вы думаете, какую роль играют микро- и макроэлементы для человеческого организма?
- Все живые клетки характеризуются постоянством химического состава. Прочитаем об этом
- Что такое гомеостаз? Запишем в тетрадь.
- Сейчас мы с вами будем беседовать и заполнять схему «Химические соединения, содержащиеся в живых организмов (заполняется в ходе беседы с учителем)
- Ответьте на вопрос: из какого вещества на 70 % состоит живая клетка? Почему она так необходима всему живому?
- Прочитаем об этом.
- Вода – хороший растворитель, поэтому в ней содержатся растворенные минеральные соли. Какую роль играют минеральные соли для клетки?
Физкультминутка.
- Как называются иными словами вода и минеральные соли?
- Что вы можете сказать об органических веществах?
- Перечислите органические вещества в клетках.
- Благодаря чему происходят многочисленные превращения молекул? Что такое «скелеты» сложных органических молекул?
- В клетках живых организмов синтезируются всевозможные и большие и малые органические молекулы.
- Дайте ответ: что такое полимеры, а что – мономеры.
Первичная проверка полученных знаний.
- Задание: первый вариант готовит выступление об углеводах, второй вариант – о липидах.
- Существуют также и белки и нуклеиновые кислоты
Закрепление полученных знаний
Составить и заполнить на оценку схему «Химический состав клетки».
Подведение итогов урока.
- Как вы думаете, почему так важно знать о составляющих клетки именно с точки зрения химии?
- Как могут вам пригодиться эти знания в будущем?
Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке и, по желанию, работу своих товарищей.
Домашнее задание.
Параграф 5 читать, пересказывать.
Построить и заполнить таблицу.
Химический элемент
Значение
Кислород
Углерод
Водород
Азот
Сера
Железо
Фосфор
Кальций
Оценивание.
Карточка №1
Что изучает цитология?
Какие клеточные теории существуют ? Назовите их авторов.
Карточка №2
Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов.
Карточка №1
Что изучает цитология?
Какие клеточные теории существуют ? Назовите их авторов.
Карточка №2
Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов.