Учитель: Захарова Екатерина Ивановна
Класс: 6
Дата проведения:
Предмет: Биология. Живой организм.
Тема урока: Строение животной клетки
Цель урока: показать особенности строения и функционирования животной клетки
Задачи урока:
Образовательные задачи урока: изучить строение животной клетки и функции органоидов, входящих в состав клетки.
Развивающие задачи урока: развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации; сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы; развивать образную память, логическое мышление, речь.
Воспитательные задачи урока: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду
Тип урока: комбинированный урок
Приемы обучения: актуализация базовых умений, закрепление учебного материала на основе просмотра презентации, словесные (беседа, объяснение), наглядные (презентация), практические (тест, задания)
Формы работы: общеклассная, парная, индивидуальная
Оборудование: раздаточный материал - тесты, модель животной клетки, компьютер, проектор, презентация “Строение животной клетки”, учебник
Применяемые технологии:
№ п/п | Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется |
1 | Здоровьесбережение | Целеполагание, физкультминутка в середине урока |
2 | ИКТ | На всех этапах (мультимедийная презентация) |
3 | Личностно-ориентированный подход | Актуализация ранее изученного материала Ответы на вопросы Самостоятельная работа (тест, карточки) |
4 | Проблемное обучение | Этап мотивации, работа по теме урока, рефлексия |
5 | Технология развития критического мышления. | Актуализация опорных знаний, усвоение новых знаний, применение изученного материала, подведение итогов |
Основные этапы урока:
I. Организационный момент - 1 мин.
II. Проверка д/з – 5 мин.
III. Введение в тему – 2 мин.
IV. Изучение нового материала – 20 мин.
V. Закрепление знаний – 8 мин.
VI. Подведение итогов – 2 мин.
VII. Домашнее задание – 1 мин.
VIII Рефлексия – 1 мин.
ХОД УРОКА:
Организационный момент - 1 мин.
IIроверка домашнего задания – 5 мин.
Несколько учеников работают по индивидуальным карточкам.
Карточка 1
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
1. Кто впервые обнаружил клетку?
а) Роберт Вирхов;
б) Антуан Ван Левенгук;
в) Роберт Гук.
2. В каком году?
а) 1600 г.;
б) 1930 г.;
в) 1665 г.;
3. Клетка снаружи покрыта:
а) цитоплазмой;
б) оболочкой;
в) пластидами.
4. Зеленые пластиды называются:
а) лейкопласты;
б) хлоропласты;
в)хромопласты.
5. Внутренняя среда клетки, где расположены все органоиды, называется:
а) цитоплазма;
б) ядро;
в) вакуоли.
6. Хромосомы находятся в:
а) ядре;
б) цитоплазме;
в) вакуоли.
7. Основная структурная единица организма:
а) корень;
б) орган;
в) клетка.
Учащиеся проверяют работу в парах, меняясь своими тетрадями. Опираясь на демонстрируемый слайд учителем (слайд 2)
Критерий оценки:
1 ошибка – «5» баллов;
2 ошибка – «4» балла;
3 ошибки – «3» балла;
от 4 ошибок – «2» балла.
Карточка 2
Несколько учащихся описывают растительную клетку по карточке
Учитель организует работу в парах: проверка и оценка работ знакомит с критериями оценок и просит оценить работу друг у друга. Опираясь на демонстрируемый слайд учителем (слайд 2)
Введение в тему – 2 мин.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.
Из чего состоят все живые организмы из … (клеток). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока «Строение животной клетки» (слайд 3)
Изучение нового материала – 20 мин.
На предыдущем уроке мы изучили строение растительной клетки (слайд 4)
Основные отличия растительной от животной клетки:
1) В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы
2) В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо
3) Растительная клетка содержит особые органоиды — пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты) , а животная клетка их не содержит.
Кто может дать определение органоиду? (органоид – часть клетки, выполняющая определенную функцию).
По строению клетки все живые существа делят на 2 большие группы: доядерные (безъядернвые) и ядерные (слайд 5)
Наиболее просто устроены клетки доядерных (безъядерных) организмов – бактерий, сине-зеленых водорослей (цианобактерий).
Клетки ядерных организмов – грибов, растений и животных – имеют ядро и по сравнению с доядерными организмами обладают более сложным разнообразным строением. Остановимся на строение клетки более подробно (слайд 6)
Любая клетка имеет плазматическую мембрану (от латинского «мембрана» — кожица, пленка). Она защищает внутреннее содержимое клетки от воздействий внешней среды. Выросты и складки на поверхности мембраны способствуют прочному соединению клеток между собой. Мембрана пронизана тончайшими канальцами. По канальцам мембраны осуществляется перенос питательных веществ и продуктов жизнедеятельности клетки
Внутренней средой клетки является цитоплазма, в ней располагаются ядро и многочисленные органоиды. Она состоит из вязкого полужидкого вещества. Цитоплазма связывает между собой органоиды, обеспечивает перемещение различных веществ и является средой, в которой идут многочисленные химические реакции.
Цитоплазма пронизана сетью многочисленных мелких канальцев и полостей, соединенных между собой. Это эндоплазматическая сеть. Она составляет 30—50% объема клетки. Эндоплазматическая сеть связывает все части клетки между собой, участвует в образовании и транспортировке различных органических веществ. Важные функции в клетке выполняет аппарат Гольджи.
Он представляет собой стопку упло щенных мембранных мешочков — полостей, в которых накапливаются и сортируются различные вещества От аппарата Гольджи отделяются мелкие мембранные пузырьки, в которых вещества могут переноситься в любую часть клетки и даже выделяться из клетки.
Лизосомы — одни из самых маленьких органоидов клетки — тоже образу ются в аппарате Гольджи. Эти маленькие пузырьки содержат вещества, которые внутри клетки переваривают пищевые частицы, уничтожают отслужившие органоиды и даже целые клетки. Вспомните, что происходит с хвостом головастика: со временем он как бы растворяется и исчезает — это «работа» лизосом.
Во всех клетках находятся небольшие округлые тельца — рибосомы. Они обеспечивают сборку сложных молекул белков.
В результате расщепления питательных веществ, поступивших в клетку, высвобождается энергия. Эта энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности, накапливается в митохондриях. В цитоплазме клеток около ядра находится клеточный центр. В клетках животных и низших растений в его состав входят центриоли. Клеточный центр принимает участие в делении клетки.
Физкультминутка:
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Важнейшая часть клетки — ядро. Обычно оно находится в центре клетки. Однако в клетках растений внутренняя часть обычно занята крупной вакуолью, поэтому ядро располагается около клеточной мембраны. Ядро содержит одно или несколько ядрышек. В ядре хранится наследственная информация о данной клетке и об организме в целом. «Записана» эта информация в молекулах нуклеиновой кислоты, которая входит в состав хромосом (от греческого «хрома» — цвет, «сома» — тело). Хромосомы становятся хорошо заметными во время деления клетки.
Установлено, что все клетки тела животных и высших растений имеют двойной набор хромосом, его принято обозначать 2п. Исключение составляют только половые клетки, в которых набор хромосом одинарный, поэтому его обозначают одной буквой п. Число хромосом для каждого вида организмов постоянно и не зависит от уровня его организации. Так, у человека 46 хромосом, у курицы — 78, у овцы — 54, у шимпанзе — 48, у ржи — 14, у дуба — 24. В клетках хромосомы одинакового строения и размера образуют пары. Хромосомы одной пары называют гомологичными (от греческого «гомология» — соответствие, согласие).
Учитель предлагает самостоятельно поработать с учебником и оформить органоиды животной, их функции в клетки в виде таблицы (слайд 7)
Органоиды | Строение | Функции |
Плазматическая мембрана | | |
Эндоплазматическая сеть (ЭПС) | | |
Рибосомы | | |
Митохондрии | | |
Аппарат Гольджи | | |
Ядро | | |
Лизосомы | | |
Клеточный центр | | |
V. Закрепление знаний – 8 мин (слайд 8-10)
Сравнение растительной и животной клеток.
Растительная клетка | Органоиды | Животная клетка |
+ отличается | Плазматическая мембрана | + отличается |
+ отличается | оболочка | + отличается |
+ | цитоплазма | + |
+ | эндоплазматическая сеть | + |
+ | аппарат Гольджи | + |
+ | лизосомы | + |
+ | рибосомы | + |
+ | митохондрии | + |
+ | пластиды | нет |
+ | вакуоль | очень мало |
+ не у всех | клеточный центр | + |
+ | Ядро | + |
+ | ядрышки | + |
+ | хромосомы | + |
Проверь свои знания
– Какие клетки изображены на рисунке?
– Какие органоиды изображены?
– Какие функции они выполняют?
VI. Подведение итогов – 2 мин.
Таким образом, все живые организмы состоят из клеток, за исключением доклеточных форм жизни – вирусов. Клетки бывают ядерные и безъядерные. Из безъядерных клеток состоят бактерии. Из ядерных клеток состоят растения, грибы и животные.
VII. Домашнее задание – 1 мин. (слайд 11)
§3, повтор. §1-§3
Творческий уровень:
вылепить из пластилина клетку с ее органоидами
VIII Рефлексия – 1 мин.
Учитель просит учащихся продолжить фразу «сегодня на уроке я:
научился
удивился
понял
узнал
- благодарит учащихся за работу
- объявляет об окончании урока
Список использованной литературы:
Биология. Живой организм. 6 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений /Н.И. Сонин. – 4-е изд.,стереотип. – М.:Дрофа, 2010. – 174,[2]с.:ил.
В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова «Правильные ответы на вопросы учебника Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» -М.: ДРОФА, 2006