Урок проводится в курсе биологии 7 класса, целью его является систематизация, актуализация и проверка усвоения знаний о представителях самого процветающего класса Царства Животных. учащимся предлагается выполнить ряд самостоятельных заданий, которые позволят им применить на практике полученные знания о признаках представителей различных отрядов класса насекомых, значении их в природе и жизни человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Отряды насекомых"»
Обобщающий урок по теме «Отряды насекомых».
Цели урока:
1. обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека и охране.
2.развитие памяти, мышления, внимания учащихся.
3. воспитание экологической культуры, любви к живой природе.
Оборудование: Таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Представители главнейших отрядов», таблицы «Комнатная муха», «Капустная белянка», «Комары», «Медоносная пчела», коллекции насекомых, задания.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Слово учителя
Остановимся на вопросе о причинах необычайного процветания класса насекомых, совершенно несравнимого ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию составляющих его форм. Это обилие свидетельствует о господствующем положении насекомых. Многие особенности организации насекомых делают их приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования. Их отличают:
усложнение в развитии дыхательного аппарата (трахейной системы);
сочетание прочности и легкости наружного хитинового скелета;
способность к полету и передвижению по различным поверхностям;
возможность использования самой разнообразной пищи;
способность находить пищу и обнаруживать врагов благодаря хорошо развитым органам чувств;
возможность заполнения мест обитания, недоступных для других
животных;
7) возможность осуществления сложных инстинктивных действий, и т.д. Ознакомление с отдельными видами насекомых уже показало нам, что они
обладают очень совершенными защитными приспособлениями. Какими? Ответьте на этот вопрос после обсуждения в группах.
III. Работа в группах «Насекомые защищаются»
Группа 1. Предостерегающая, или предупреждающая окраска. Коллекции «Божья коровка», «Клоп-солдатик», «Колорадский жук».
Группа 2. Мимикрия.
Группа 3. Покровительственная окраска.
Коллекции «Бабочка-крапивница», «Щавелевый клоп», «Кузнечик».
Группа 4. Охранительное сходство. Коллекции «Гусеница пяденицы», «Палочник».
Группа 5. Другие приспособления. Коллекция «Комнатная муха».
Учащиеся выслушивают небольшие рассказы каждой из групп и формулируют вывод: насекомые обладают очень совершенными защитными приспособлениями, позволяющими им остаться живыми и продолжить существование вида.
IV. Затем каждая из групп учащихся выполняет следующий этап работы.
1 группа учащихся.
На доске — схема деления класса Насекомые на отряды. Характеристики отрядов в готовом виде находятся на рабочем столе учителя (вперемешку). Необходимо определить, чья это характеристика и заполнить в схеме пустующие места (листы с характеристиками отрядов вывешиваются на доску, соблюдая соответствие). Характеристики отрядов:
Надкрылья кожистые, выпрямленные на спине; задние крылья — веером ротовые_органы — грызущие; задние ноги обычно прыгающие. Колюще-сосущий ротовой аппарат; надкрылья неоднородные: толстые, жесткие, а на вершине — мягкие, тонкие; пахучие железы. Жесткая первая пара крыльев; вторая пара — перепончатые; все тело покрыто толстым слоем хитина; ротовой аппарат грызущий. Две пары больших крыльев, покрытых чешуйками; ротовой аппарат сосущего типа; ножки слабые, но цепкие.
Две пары прозрачных крыльев, прочно сцепленных между собой; ро- товые_органы грызущие или сосущие; яйцеклад или жало.
Одна (передняя) пара крыльев; жужжальца; ротовые органы колющие или лижущие; лучшие летуны; личинки безногие, безголовые или с
головой.
Колюще-сосущий хоботок; две пары прозрачных крыльев; питаются исключительно соками растений.
2 группа учащихся в это время выполняет задание
Распределите представителей класса насекомых по отрядам, найдите их характерные признаки:
3, 4 и 5 группы учащихся обсуждают биологические задачи
Лес дает пищу армаде насекомых. Но едят они не что попало — у
каждого вида своя пища. Есть короеды, есть сокососы. Какое
значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых?
У насекомых нет голосового аппарата. Саранча водит лапкой по
своим жестким крыльям. Кузнечики извлекают звук трением
надкрылий друг о друга. Комариный писк возникает от движений
крыльев. Каково назначение данных сигналов, которыми так
щедро наградила природа своих обитателей?
Когда солнце слабо светит, насекомые прячутся в укромные места, бабочки расправляют крылья, кобылки ложатся боком и отставляют в сторону заднюю ногу, многие из травы выбираются повыше. В жаркую погоду бабочки складывают крылья, стрекозы поднимают брюшко кверху. Объясните поведение животных в разных погодных условиях.
Английский писатель Д. Свифт писал: «Под микроскопом он открыл, что на блохе Живет блоху кусающая блошка, На блошке той блошинка-крошка, В блошинку же вонзает зуб сердит Блошиночка...» Каков биологический смысл содержания данного четверостишия?
Девочка прислала в редакцию журнала письмо: «В один из солнечных дней меня удивило несколько необычное поведение муравьев. Маленький муравейник находился у сгнившего пня с северной стороны. У пня в почве находились три овальных отверстия, из которых непрерывным потоком двигались муравьи с куколками-личинками и скрывались в галереях муравейника. Возвращались они порожними. Вечером же муравьи продолжили ту же работу, только обратном порядке. Куколок
переносили под пень. Зачем они это дела ли?» Попробуйте дать ответ
девочке.
Осенью и зимой в надворных постройках можно обнаружить куколки бабочки- капустницы. Некоторые из них- побуревшие, не проявляют никаких признаков жизни. Разломив такую куколку, можно заметить, что внутри она наполнена какими-то червеобразными личинками. Кто и каким образом «съел» куколку?
Затем происходит отчет учащихся о выполнении заданий.
V. Тест.
Далее учащимся предлагается выполнить индивидуальное тестовое
задание.
Класс Насекомые
1. Для насекомых характерны следующие признаки:
А — четыре пары ног и ни одной пары усов
Б — три пары ног и пара усов
В — головогрудь и брюшко
Г— голова, грудь, брюшко
2. Из перечисленных насекомых к отряду перепончатокрылые относят:
А — майского жука
Б — белянкового наездника
В — зеленого кузнечика
Г — медоносную пчелу
3. Дышат насекомые при помощи:
А — легких
Б — легких и трахей
В — жабр
Г — трахей
4. К биологическим особенностям, дающим насекомым преимущества для распространения, можно отнести:
А — наличие сложных рефлексов
Б — способность к полету
В — их небольшие размеры
Г — разнообразие ротовых аппаратов
5. Мальпигиевы сосуды — это:
А — вид кровеносных сосудов
Б— органы выделения
В — органы пищеварительной системы
Г — сердце в виде трубочки
6. При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:
А — яйцо — взрослое насекомое
Б — яйцо — личинка — куколка
В — яйцо — личинка — куколка — взрослое насекомое
Г — яйцо — личинка — взрослое насекомое
7. Комар из рода анофелес является:
А — возбудителем малярии
Б — переносчиком возбудителя малярии
В — организмом-хозяином
Г — промежуточным хозяином паразита
8. Для представителей отряда чешуекрылые характерны следующие признаки:
А — развитие с неполным превращением
Б — сосущий ротовой аппарат в стадии имаго
В — развитие с полным превращением
Г — личинка — гусеница
9. Уничтожение вредных насекомых с помощью их естественных врагов называют:
А — дезинфекцией
Б — биологическим способом борьбы
В — искусственным отбором
Г — химическим способом борьбы
10. У насекомых кровеносная система:
А — хорошо развита
Б — развита слабо
В — не участвует в транспорте газов
Г — переносит питательные вещества и продукты распада
VI. Охрана насекомых (рассказ учителя)
В наш бурный технический век растет влияние человека на насекомых. Как и многие другие виды животных и растений, представители этого класса подвержены неблагоприятному воздействию хозяйственной деятельности. Их численность сокращается в связи с вырубкой лесов, загрязнением водоемов и др.
Роль насекомых в общем балансе живой природы огромна. Многие насекомые играют существенную роль в снижении численности вредителей сельскохозяйственных культур. Не менее важна роль насекомых как опылителей. Велико их значение и в почвообразовательных процессах: личинки насекомых, живущие в почвению, обогащают перегноем. Без „их деятельности невозможно разложение опа-да хвойных деревьев. Там, где нет насекомых, накапливаются торфоподобные неплодородные слои. И наконец, трудно представить себе существование других животных без насекомых, поскольку последние служат пищей для ряда млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб. Многие редкие виды насекомых занесены в международную Красную книгу и в Красные книги страны, республики, края. Среди этих видов стрекозы, поденки, тараканы, богомолы, палочники, жуки, перепончатокрылые.
VII. Итог урока.
Домашнее задание
Повторить параграфы: 14-19, сообщения о редких насекомых.