kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме "Отряды насекомых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в  курсе биологии 7 класса, целью его является систематизация, актуализация и проверка усвоения знаний о представителях самого процветающего класса Царства Животных. учащимся предлагается выполнить ряд самостоятельных заданий, которые позволят им применить на практике полученные знания о признаках представителей различных отрядов класса насекомых, значении их в природе  и жизни человека. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Отряды насекомых"»

Обобщающий урок по теме «Отряды насекомых».


Цели урока:

1. обобщить, систематизировать и расширить знания о насеко­мых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни че­ловека и охране.

2.развитие памяти, мышления, внимания учащихся.

3. воспитание экологической культуры, любви к живой природе.


Оборудование: Таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Предста­вители главнейших отрядов», таблицы «Комнатная муха», «Капустная белян­ка», «Комары», «Медоносная пчела», коллекции насекомых, задания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Слово учителя


Остановимся на вопросе о причинах необычайного процветания класса насекомых, совершенно несравнимого ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию составляющих его форм. Это обилие свиде­тельствует о господствующем положении насекомых. Многие особенности организации насекомых делают их приспособленными к жизни в самых раз­личных средах, условиях существования. Их отличают:

  1. усложнение в развитии дыхательного аппарата (трахейной системы);

  2. сочетание прочности и легкости наружного хитинового скелета;

  3. способность к полету и передвижению по различным поверхностям;

  4. возможность использования самой разнообразной пищи;

  1. способность находить пищу и обнаруживать врагов благодаря хорошо развитым органам чувств;

  2. возможность заполнения мест обитания, недоступных для других

жи­вотных;

7) возможность осуществления сложных инстинктивных действий, и т.д.
Ознакомление с отдельными видами насекомых уже показало нам, что они

обладают очень совершенными защитными приспособлениями. Какими? От­ветьте на этот вопрос после обсуждения в группах.

III. Работа в группах «Насекомые защищаются»


Группа 1. Предостерегающая, или предупреждающая окраска. Коллекции «Божья коровка», «Клоп-солдатик», «Колорадский жук».

Группа 2. Мимикрия.

Группа 3. Покровительственная окраска.

Коллекции «Бабочка-крапивница», «Щавелевый клоп», «Кузнечик».

Группа 4. Охранительное сходство. Коллекции «Гусеница пяденицы», «Палочник».

Группа 5. Другие приспособления. Коллекция «Комнатная муха».

Учащиеся выслушивают небольшие рассказы каждой из групп и формули­руют вывод: насекомые обладают очень совершенными защитными приспо­соблениями, позволяющими им остаться живыми и продолжить существование вида.


IV. Затем каждая из групп учащихся выполняет следующий этап работы.

1 группа учащихся.


На доске — схема деления класса Насекомые на отряды. Характерис­тики отрядов в готовом виде находятся на рабочем столе учителя (впере­мешку). Необходимо определить, чья это характеристика и заполнить в схеме пустующие места (листы с характеристиками отрядов вывешивают­ся на доску, соблюдая соответствие). Характеристики отрядов:

Надкрылья кожистые, выпрямленные на спине; задние крылья — веером ротовые_органы — грызущие; задние ноги обычно прыгающие. Колюще-сосущий ротовой аппарат; надкрылья неоднородные: тол­стые, жесткие, а на вершине — мягкие, тонкие; пахучие железы. Жесткая первая пара крыльев; вторая пара — перепончатые; все тело покрыто толстым слоем хитина; ротовой аппарат грызущий. Две пары больших крыльев, покрытых чешуйками; ротовой аппарат сосущего типа; ножки слабые, но цепкие.

Две пары прозрачных крыльев, прочно сцепленных между собой; ро- товые_органы грызущие или сосущие; яйцеклад или жало.

Одна (передняя) пара крыльев; жужжальца; ротовые органы колющие или лижущие; лучшие летуны; личинки безногие, безголовые или с

головой.

Колюще-сосущий хоботок; две пары прозрачных крыльев; питаются исключительно соками растений.


2 группа учащихся в это время выполняет задание


Распределите представителей класса насекомых по отрядам, найдите их характерные признаки:

1) медоносная пчела; 2) овод бычий; 3) тля; 4) водомерка; 5) слепень бы­чий; 6) адмирал; 7) кузнечик; 8) оса; 9) яблочный цветоед; 10) яблонная плодожорка; 11) клоп лесной; 12) комар обыкновенный; 13) медведка; 14) крестоцветная блошка; 15) ягодный долгоносик; 16) трихограмма; 17) капустная белянка; 18) белянковый наездник.


3, 4 и 5 группы учащихся обсуждают биологические задачи


  1. Лес дает пищу армаде насекомых. Но едят они не что попало — у

каждого вида своя пища. Есть короеды, есть сокососы. Какое

значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых?

  1. У насекомых нет голосового аппарата. Саранча водит лапкой по

своим жестким крыльям. Кузнечики извлекают звук трением

надкрылий друг о дру­га. Комариный писк возникает от движений

крыльев. Каково назначение дан­ных сигналов, которыми так

щедро наградила природа своих обитателей?

  1. Когда солнце слабо светит, насекомые прячутся в укромные места, бабочки расправляют крылья, кобылки ложатся боком и отставляют в сторону заднюю ногу, многие из травы выбираются повыше. В жаркую погоду бабочки складывают крылья, стрекозы поднимают брюшко кверху. Объясните поведе­ние животных в разных погодных условиях.

  2. Английский писатель Д. Свифт писал: «Под микроскопом он открыл, что на блохе Живет блоху кусающая блошка, На блошке той блошинка-крошка, В блошинку же вонзает зуб сердит Блошиночка...» Каков биологический смысл содержания данного четверостишия?

  3. Девочка прислала в редакцию журнала письмо: «В один из солнечных дней меня удивило несколько необычное поведение муравьев. Маленький муравейник находился у сгнившего пня с северной стороны. У пня в почве находились три овальных отверстия, из которых непрерывным потоком двигались
    муравьи с куколками-личинками и скрывались в галереях муравейника. Возвращались они порожними. Вечером же муравьи продолжили ту же работу, только обратном порядке. Куколок

переносили под пень. Зачем они это дела­ ли?» Попробуйте дать ответ

девочке.

  1. Осенью и зимой в надворных постройках можно обнаружить куколки бабочки- капустницы. Некоторые из них- побуревшие, не проявляют никаких признаков жизни. Разломив такую куколку, можно заметить, что внутри она наполнена какими-то червеобразными личинками. Кто и каким образом «съел» куколку?

Затем происходит отчет учащихся о выполнении заданий.

V. Тест.

Далее учащимся предлагается выполнить индивидуальное тестовое

задание.

Класс Насекомые

1. Для насекомых характерны следующие признаки:

А — четыре пары ног и ни одной пары усов

Б — три пары ног и пара усов

В — головогрудь и брюшко

Г— голова, грудь, брюшко

2. Из перечисленных насекомых к отряду перепончатокрылые относят:

А — майского жука

Б — белянкового наездника

В — зеленого кузнечика

Г — медоносную пчелу

3. Дышат насекомые при помощи:

А — легких

Б — легких и трахей

В — жабр

Г — трахей

4. К биологическим особенностям, дающим на­секомым преимущества для распростране­ния, можно отнести:

А — наличие сложных рефлексов

Б — способность к полету

В — их небольшие размеры

Г — разнообразие ротовых аппаратов

5. Мальпигиевы сосуды — это:

А — вид кровеносных сосудов

Б— органы выделения

В — органы пищеварительной системы

Г — сердце в виде трубочки

6. При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:

А — яйцо — взрослое насекомое

Б — яйцо — личинка — куколка

В — яйцо — личинка — куколка — взрослое насекомое

Г — яйцо — личинка — взрослое насекомое

7. Комар из рода анофелес является:

А — возбудителем малярии

Б — переносчиком возбудителя малярии

В — организмом-хозяином

Г — промежуточным хозяином паразита

8. Для представителей отряда чешуекрылые характерны следующие признаки:

А — развитие с неполным превращением

Б — сосущий ротовой аппарат в стадии имаго

В — развитие с полным превращением

Г — личинка — гусеница

9. Уничтожение вредных насекомых с помо­щью их естественных врагов называют:

А — дезинфекцией

Б — биологическим способом борьбы

В — искусственным отбором

Г — химическим способом борьбы


10. У насекомых кровеносная система:

А — хорошо развита

Б — развита слабо

В — не участвует в транспорте газов

Г — переносит питательные вещества и про­дукты распада


VI. Охрана насекомых (рассказ учителя)


В наш бурный технический век растет влияние человека на насекомых. Как и многие другие виды животных и растений, представители этого класса подвер­жены неблагоприятному воздействию хозяйственной деятельности. Их числен­ность сокращается в связи с вырубкой лесов, загрязнением водоемов и др.

Роль насекомых в общем балансе живой природы огромна. Многие насеко­мые играют существенную роль в снижении численности вредителей сельско­хозяйственных культур. Не менее важна роль насекомых как опылителей. Велико их значение и в почвообразовательных процессах: личинки насекомых, живущие в почвению, обогащают перегноем. Без „их деятельности невозможно разложение опа-да хвойных деревьев. Там, где нет насекомых, накапливаются торфоподобные неплодородные слои. И наконец, трудно представить себе существование дру­гих животных без насекомых, поскольку последние служат пищей для ряда млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб. Многие редкие виды насеко­мых занесены в международную Красную книгу и в Красные книги страны, республики, края. Среди этих видов стрекозы, поденки, тараканы, богомолы, палочники, жуки, перепончатокрылые.


VII. Итог урока.

Домашнее задание

Повторить параграфы: 14-19, сообщения о редких насекомых.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Обобщающий урок по теме "Отряды насекомых"

Автор: Быховец Елена Алексеевна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263727

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Обобщающий урок по теме: Тип членистоногие "
    ["seo_title"] => string(54) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-tip-chlienistonoghiie"
    ["file_id"] => string(6) "128387"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415477675"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Обобщающий урок по теме "Отряды насекомых""
    ["seo_title"] => string(54) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-otriady-nasiekomykh-1"
    ["file_id"] => string(6) "263729"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449589773"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Урок-игра Звездный час "
    ["seo_title"] => string(25) "urok-ighra-zviezdnyi-chas"
    ["file_id"] => string(6) "182555"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425551579"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Природа тундры"
    ["seo_title"] => string(14) "priroda-tundry"
    ["file_id"] => string(6) "321453"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461297168"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства