1.Организацион- ный момент. | - Приветственное слово учителя. Проверка готовности кабинета и класса к уроку. - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы завершим изучение живых организмов, относящихся к подцарству Простейшие. Мы увидим, насколько многообразно это царство, обобщим знания о Protozoa, рассмотрим меры борьбы с паразитическими простейшими и выявим роль этих животных в природе и жизни человека. - Деление класса на микро группы. - Проверка эмоционального настроя к работе: На доске нарисовано «Дерево настроения». Учащиеся прикрепляют к дереву листья из цветной бумаги. Листья разного цвета. Каждый цвет несет в себе информацию об эмоциональном настрое.(приложение №1 - «цветные листочки») Расшифровка значения цветов пока не объясняется. Изображение дерева остается на доске до конца урока. | |
1. Проверка усвоения материала прошлого урока 2. . Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний. | 1. Проверка знания строения организма простейших на примере амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки ( Опрос с использованием тренажера УДЕ амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки» ). 2. Проверка умения выделять общие признаки и особенности простейших путем их сравнения (заполнение таблицы «Сравнительная характеристика простейших» ). Карточки с ответами ученики сдают учителю на проверку. 1. Сценка к уроку «Многообразие простейших». Учитель - А зачем ещё нужны простейшие? Давайте посмотрим небольшую сценку. Действующие лица: Амеба кишечная, Симбионт термита, Инфузория рубца. Герои нашей сценки обязательно нужны организму, в котором живут. А какое значение имеют другие простейшие в природе и жизни человека? Встречаются одноклеточные (паразит – кишечная амеба, симбионт термита и инфузория из желудка коровы) и рассуждают о своей жизни. Амеба кишечная – Я живу лучше всех. И тепло, и врагов нет, а уж пищи…навалом. Человек существо всеядное: глядишь – то колбаски, то яблочка, или тортиком побалует. Правда, в полупереваренном виде, да ничего, терпимо. Зато зубов не нужно. А как что не по мне…, так я человеку мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это быстро получится ^ Симбионт термита - Ну да, тут тебе и конец придет, то есть крышка. Человек существо разумное. Пойдет к врачу, ему таблеточек пропишут, примет он их и все – конец тебе придет. В раз о дырках в кишечнике забудешь, если жива останешься. Инфузория из желудка коровы – Послушала я вас и поняла, что нет лучше хозяина чем моя корова! Вот уж где действительно и кров и хлеб и не скушают тебя на обед. Живем мы с подружками в рубце желудка коровы весело, ведь нас миллиарды в нем. Всем работы и пищи хватает. А как уж корове с нами хорошо… траву да солому помогаем перерабатывать. Вопросы 1.Подумайте о каких взаимоотношениях идет речь у кишечной амебы и человеком? (Паразитизм ) 2.А какие взаимоотношения складываются у простейшего с термитом или коровой? (Взаимовыгодные – симбиоз)
| Индивидуальная работа. Работа в группе Театрализованная сценка. |
3. Усвоение новых знаний | Изучение нового материала. 1 Класс Саркодовые, вид – Дизентерийная амеба. Человек заражается, проглатывая цисты паразита с водой или пищевыми продуктами, загрязненными землей. Профилактика – соблюдение мер гигиены. 2.Среди паразитических жгутиконосцев –лейшмания. Болезнь сопровождается непрерывной лихорадкой. Профилактика личная – защита от укусов москитов; общественная – уничтожение (бродячих собак, шакалов, грызунов и т. д. также делать прививки. 3.В кишечнике млекопитающих (человека, кролика, мыши), земноводных и некоторых беспозвоночных обитают лямблии. Источником заражения служат немытые овощи, фрукты, некипяченая вода, грязные руки. Чаще эти паразиты встречаются у детей. Болезнь, вызываемая ими, называется лямблиозом. 4.Одним из опасных болезнетворных простейших является малярийный плазмодий, относящийся к типу Споровиков Вызываемая малярийным плазмодием малярия - очень опасная болезнь. Распространена малярия в тропиках и субтропиках. Составление памятки профилактики. Используя уже знакомую вам информацию, выработайте правила профилактики заболеваний, которые вызывают простейшие и оформите в виде информационного листка. (изготовление листовок) соблюдение правил личной гигиены; кипячение воды; добросовестное приготовление пи требования к качеству сырых продуктов; своевременное прохождение медицинских исследований (медосмотр) научно-просветительская работа среди населения 2.Какую же роль играют простейшие в нашей жизни? Составление схемы «Роль простейших в природе и жизни человека», при помощи цветных карточек. Физминутка: Как амебы – растянулись Как эвглены потянулись Как инфузории- поплыли | Запись темы в рабочих тетрадях. Демонстрация фрагментов УДЕ. Эвристическая беседа Работа в группах с учебником Творческое задание Оформл-е инф листка. . Работа у доски |
4 Закрепление | Ребята, вы сегодня выяснили, что мир простейших богат и разнообразен, что простейшие имеют большое значение и в природе и в жизни человека. Задание1. распределите простейшие организмы и заболевания ,которые они вызывают. 1. Лейшмания - лейшманиоз 2.Лямблия - лямблиоз 3.Плазмодий - малярия 4.Дизентерия - амеба 2. Игра – викторина. Вопрос № 1: Что произойдет с амебой, если поместить её в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой?( Амеба или погибнет, или образует цисту, так как кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается). Вопрос № 2: Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?( Раковины – средство защиты, кроме того, выросты, шипы обеспечивают плавучесть морских амеб). Вопрос № 3: В ходе опытов отметили, что евглена зеленая всегда плывет из более темной в более светлую часть водоема; инфузория-туфелька- из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями.(Эти явления – проявление раздражимости – ответной реакции организма на изменение окружающей среды. В опытах наблюдаем положительные пищевой и световой \таксисы, таксис – это направленное движение простейших, отрицательный хемотаксис). 3.Анаграммы Составить из букв термины, связанные с темой «Простейшие». МЕАБА ( амеба) ГЭВНАЛЕ ( эвглена) ДНИТЕЗЕРИЯ (дизентерия) 4. Верно-неверно Ребята, на заданные вопросы нужно ответить «да» или «нет», обосновав свой ответ. 1.Простейшие являются одноклеточными организмами. (Да.) 2. Все простейшие абсолютно незаметны невооруженным глазом. (Нет, некоторые простейшие достигают 3 мм.) 3. Амеба имеет два ядра. (Нет, у нее одно ядро.) 4. Амеба дышит всей поверхностью тела. (Да.) 5. С помощью красного глазка эвглена зеленая различает изменения освещенности. (Да.) 6 Лямблии - вид паразитических жгутиконосцев. ( Да.) 7. Инфузории-туфельки передвигаются острым концом вперед. (Нет, они передвигаются тупым концом вперед.) 5.ТЕСТ ( на отдельных листах) | Поисковая работа с текстом. . Творческое задание. Коллективная работа Работа в группах Индивидуальная работа |
6.Итог урока | 1. Отметка работы учащихся на уроке. 2. Прикрепление на второе «Дерево настроения» разноцветных листьев. Учащимся дается пояснение, что обозначают цвета: красный - отличное настроение, зеленый – хорошее, желтый – плохое. Сравниваются оба дерева, анализируется их цветовая гамма. 3. Рефлексивная карточка-рука. С одной стороны ладошки укажите, что вам понравилось на уроке, а с другой – ваши пожелания. | |