- формировать умение узнавать представителей подцарства Высшие растения в гербариях, рисунках, таблицах.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- формировать умение работать по плану.
Коммуникативные УУД
- формировать умение организовывать учебное взаимодействие в паре;
- формировать умение вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД
- продолжить формирование правил работы с микроскопом и микропрепаратами;
- формировать умение формулировать выводы по результатам работы.
Личностные результаты:
- формирование осознания необходимости ответственного отношения к природе.
Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с гербариями), практические (поиск информации, заполнение таблицы, работа с микропрепаратами).
Средства обучения: учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», микроскоп и готовые микропрепараты тканей растений, гербарные экземпляры представителей подцарства Высшие растения, раздаточный материал (инструктивные карточки, тесты).
УМК Н.И. Сонин
Этапы урока
(в соответствии со структурой учебной деятельности)
Планируемая деятельность учащихся
Деятельность учителя
Развиваемые (формируемые) учебные действия
предметные
универсальные
Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели.
Актуализация знаний.
Целеполагание.
Отвечают на вопросы, определяют тему урока «Подцарство Высшие растения».
Вспоминают отделы высших растений.
Вспоминают, что у высших растений есть органы и ткани.
Заполняют таблицу, обсуждают в парах полученные результаты.
Высказывают свое мнение, сталкиваются с затруднениями при заполнении таблицы. Определяют границы знания и незнания.
Учащиеся вместе с учителем или самостоятельно формулируют цель урока и записывают ее на доске: изучить прогрессивные черты в строении и организации высших растений.
Организует мотивацию обучающихся на деятельность. Ведет беседу. Вопросы: представители этого подцарства первыми освоили наземно-воздушную среду, у них первых появились органы. О каком подцарстве пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Какие отделы высших растений вы знаете?
Каковы прогрессивные отличия высших растений от низших?
Предлагает каждому индивидуально заполнить таблицу (приложение 1) и обсудить полученные результаты в парах.
Заслушивает ответы учащихся, заполняет таблицу на доске (все ответы без комментариев).
Организует поисковую беседу: с какими трудностями вы столкнулись при заполнении таблицы? Определяет проблемное поле. Предлагает сформулировать цель урока.
Фиксирует цель на доске рядом с таблицей.
Личностные связаны со смыслообразованием
Регулятивные связаны с целеполаганием: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно
Коммуникативные связаны с умением слушать и слышать, высказывать свою точку зрения, работать в парах
Познавательные: общеучебные связаны с умением строить речевое высказывание.
Планирование.
Предлагают пункты плана, опираясь на таблицу, которую заполняли вначале урока. Записывают в тетрадь:
Ткани высших растений.
Органы высших растений.
Размножение и развитие высших растений.
Представители.
Организует планирование путем постановки вопросов. Определяет последовательность пунктов плана. Фиксирует на доске.
Регулятивные связаны с планированием деятельности.
Коммуникативные связаны с умением вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи.
Работают в парах, выполняя задание по инструктивной карточке (приложение 2).
Дополняют записи в таблице.
Работают с текстом, отвечают на вопрос. Дополняют таблицу новыми сведениями или корректируют.
По ходу рассказа учителя фиксируют необходимую информацию в таблицу.
Раскладывают представителей высших растений по отделам.
Корректируются записи в таблице (графа «представители»).
Делают вывод.
Предлагает вспомнить особенности строения каждого вида тканей в связи с выполняемыми функциями.
Заслушивает отчеты о работе в парах.
Предлагает прочитать текст учебника на с.50, абзац 2 и ответить на вопрос: какие органы относятся к вегетативными, а какие к генеративными?
Рассказ учителя о способах размножения и развитии высших растений.
Предлагает поработать индивидуально с гербарным материалом представителей Высших растений, разложить их по отделам.
Анализирует работу учащихся. Рассказ с элементами беседы о споровых и семенных растениях, их отличительных признаках.
Предлагает сделать вывод о многообразии высших растений.
Углубление биологических понятий «вегетативные и репродуктивные органы», «эмбриональное и постэмбриональное развитие»; осознание прогрессивных отличий высших растений от низших.
Регулятивные связаны с принятием учебной задачи, адекватным восприятием информации учителя, осуществлением учебных действий- отвечать на вопросы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Познавательные: общеучебные связаны с поиском и выделением необходимой информации, соблюдением правил работы с микропрепаратами и микроскопом.
Коммуникативные связаны с умением обмениваться мнениями в паре, выстраивать свою работу.
Контроль и оценка.
Отвечают на вопрос, поставленный как проблемный еще в начале урока.
Выполняют тест.
Проводят самооценку.
Задает вопрос: каковы прогрессивные отличия высших растений от низших?
Предлагает закрепить изученный материал и выполнить тест (приложение 3)
Предлагает провести самооценку, используя ключ с правильными ответами.
Регулятивные связаны с оценкой- выделением и осознанием учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Рефлексия.
Заполняют рефлексивную мишень, озвучивают по желанию.
Предлагает заполнить рефлексивную мишень с секторами: моя активность на уроке, моя удовлетворенность работой, мое настроение на уроке, понимание материала, уровень комфортности на уроке.
Домашнее задание.
Записывают домашнее задание.
Дает домашнее задание с пояснениями: текст учебника на с. 50-51 прочитать, повторить материал из таблицы в тетради; составить кроссворд, используя текст учебника.
Рекомендация: чтобы не загромождать таблицу, содержательное наполнение урока (тексты для объяснения материала, задания, рекомендации и т.д.) рекомендуется представить отдельными приложениями.
Приложение 1.
Признаки высших растений.
Таблица
Ткани
Вегетативные органы
Генеративные органы
Развитие
Представители
Приложение 2.
Инструктивная карточка.
Название ткани растения___________________________________
Рассмотрите микропрепарат.
Каковы особенности строения клеток в ткани?
С выполнением каких функций связана такая особенность в строении?
Заполните таблицу:
Особенности строения клеток
Функции ткани
Что образует
Подсказки: мелкие клетки, крупные, живые, мертвые, вытянутые, с толстыми оболочками; рост растения, дыхание, испарение, проведение веществ, опора, накопление питательных веществ; волокна, сосуды; мякоть листа и плодов, скорлупа орехов, кожица листа.