1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 10 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Тема 3, урок 8 |
Тема урока | Скованная двойной цепью и его родственница. |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные: Ценности научного познания: развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности |
Метапредметные Базовые логические действия: — использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями); — определять цели деятельности, соотносить результаты деятельности с поставленными целями; — использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы; — строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), формулировать выводы и заключения; Базовые исследовательские действия: — использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях; — формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; — выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; Работа с информацией: — ориентироваться в различных источниках информации — формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и др.); Универсальные коммуникативные действия Общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе обсуждения темы урока; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - в ходе диалога и дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; - развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: - использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях Самоконтроль: - владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; Принятие себя и других: - принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; - принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; - признавать своё право и право других на ошибки. |
Предметные -умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), нуклеотид, мономер, азотистые основания, принцип комплементарности, правило Чаргаффа, ген; - объяснять особенности строения нуклеиновых кислот как биополимеров; - умение объяснять биологическую роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организма; - уметь различать и сравнивать молекулы ДНК и РНК и применять знания на практике |
Ключевые слова: нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), нуклеотид, мономер, азотистые основания, принцип комплементарности, правило Чаргаффа, ген. |
Краткое описание Данный урок проводится с целью изучения нового материала об особенностях строения и функционирования молекул нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. В ходе урока используются различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. В течение урока ученики выполняют различные учебные задания: работа по карточкам, работа с учебником, заполнение таблицы, решение цитологических задач, составление кластера. Отобранные виды учебных заданий направлены на достижение планируемых результатов. На уроке используется оборудование: учебник: биология 10 класс – В. В. Пасечник, интерактивная доска, ноутбук, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал, пространственная модель ДНК, Таблицы и схемы: «Нуклеиновые кислоты; ДНК», «Биосинтез белка». |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
|
Фронтальная. Создание проблемной ситуации. Подумайте, какая природная структура является аналогом флеш-накопителя? Её возможности феноменальны! Все знания мировой Сети можно в неё вместить. Чтобы доказать, что она гораздо техничнее флеш-накопителя, учёные в 2016году положили на неё запись джазового фестиваля 1986 года, который можно будет прослушать с поразительной точностью даже через сотни лет. И это действительно впечатляет, доказывая, что на подобных открытиях и строится наше будущее |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
|
Фронтальная и индивидуальная. Эвристическая беседа: На прошлых уроках мы познакомились с химическим составом и функциями белков, углеводов, жиров. Какую роль играют углеводы и жиры в жизнедеятельности клетки? Какие функции выполняют белки в клетке? Есть еще одно главное свойство живого как самовоспроизведение. В какой части клетки находится генетическая информация? Какие вещества играют большую роль в воспроизводстве генетической информации? |
Этап 1.3. Целеполагание |
Прочитайте материал, который у вас лежит на столах «Открытия изменившие наш мир» 3 сентября 1984 года британский генетик Алек Джеффриз обнаружил, что ДНК каждого человека неповторимо и уникально – как уникальны отпечатки пальцев. Как отметил сам изобретатель, это было как озарение. Он рассматривал рентгеновские снимки ДНК и вдруг увидел, что цепочки ДНК отличаются. Джеффриз назвал их «генетическими отпечатками». Так зародилась «генетическая дактилоскопия». Это уникальное открытие сразу же заинтересовало следователей и они рискнули, впервые, применить его в нашумевшем и взбудоражившем всю округу небольшого городка, деле об убийстве. Летом 1986 года, в зарослях близ деревни Нарборо, что в ю милях (16 километрах) от Лейчестера, было найдено тело 15-летней девочки. Всерьез задавшись целью раскрыть и это преступление, полиция, которая узнала о работах Джеффриса из прессы, явилась к нему в университет. Получив образцы полиция отправила их в криминалистическую лабораторию Министерства внутренних дел, где к тому времени уже освоили метод Джеффриса. На сей раз все образцы ДНК совпадали. По мотивам истории этого преступления и грандиозного отрытия профессора Джеффриза был снят сериал Сериал «Код убийцы» (Code of a Killer). Ответьте на вопросы: 1.О чем идет речь в истории? 2.Благодаря чему экспертиза установила убийцу? 2. Как вы думаете, какова тема нашего урока? 3. Сформулируйте цель урока. Используя опорные слова составьте план урока. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
|
Знакомятся с историей открытия нуклеиновых кислот. Дают определение понятиям: - Нуклеиновые кислоты; - Нуклеотид; -ДНК и РНК; - Комплиментарность; -Правило Чаргаффа; - Ген; при необходимости корректируют свои записи. Теперь чтобы достичь первой цели познакомимся с нуклеиновыми кислотами. Сначала дадим определение: Нуклеиновые кислоты – биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. (т.е. полинуклеотиды) Каждый нуклеотид состоит из фосфатной группы, пятиуглеродного сахара (пентозы), и азотистого основания. Зарисовывают строение нуклеотида. В зависимости от типа пентозы различают два типа нуклеиновых кислот – дезоксирибонуклеиновые (сокращенно ДНК) и рибонуклеиновые (РНК). Название кислот обусловлено тем, что молекула ДНК содержит дезоксирибозу, а молекула РНК – рибозу. Есть различия и в азотистых основаниях, входящих в состав нуклеотидов ДНК и РНК. Записывают и обсуждают принцип комплиментарности. Работают самостоятельно и в парах. Нуклеотиды ДНК: А — аденин, Г — гуанин, Ц — цитозин, Т — тимин. Нуклеотиды РНК: А — аденин, Г — гуанин, Ц — цитозин, У — урацил. Нуклеотиды взаимодействуют с друг другом по принципу комплиментарности. Раскроем понятие ребята. Комплиментарность – это взаимное дополнение азотистых оснований в молекуле ДНК. Подчиняется закону Эрвина Чаргаффа: Количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых. (А+Т) +(Г+Ц) =100 % Это правило нам понадобится при решении задач. Какой второй пункт нашего плана? Теперь сравним молекулы ДНК и РНК. Отвечают на вопросы учителя, сравнивают, обсуждают черты сходства и различия нуклеиновых кислот. Пространственная структура молекулы ДНК была смоделирована американскими учёными Джеймсом Уотсоном и Френсисом Криком в 1953 г. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) — состоит из двух спирально закрученных цепей, которые по всей длине соединены друг с другом водородными связями. Такую структуру (свойственную только молекулам ДНК), называют двойной спиралью. Рибонуклеиновая кислота (РНК) — линейный полимер, состоящий из одной цепи нуклеотидов. Определение понятия ген Ген – участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного вида белка. Групповая работа ( работа в парах) Составляют кластер занятия. Используя текст учебника и опорный конспект, составьте кластер «Нуклеиновые кислоты». Проверку кластера осуществляют фронтально. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
|
Индивидуальная работа А сейчас мы научимся применять полученные знания на практике. Перед вами карточки с заданиями различного типа. Выполните, пожалуйста, задания, а затем проверим с помощью эталонов ответа у доски. Самостоятельная работа. Заносят в карточки свои ответы. Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют взаимопроверку. Задание 2. Решение задачи на принцип комплиментарности. А) В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 20% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле? Пояснение. Правило Чаргаффа: 1. А=Т, А=У, Г=Ц; 2. А + Г = Т + Ц; 3. А + Г + Т + Ц = 100%; Г=Ц → Г + Ц = 40%; А + Т = 100 - 40 = 60%; А = 60 : 2 = 30%. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
|
Групповая работа (работа в парах). Решение задач 3адание 1. решение задачи на вычисление количества водородных связей в цепи ДНК. Две цепи ДНК удерживаются водородными связями. Определите число водородных связей в этой цепи ДНК, если известно, что нуклеотидов с аденином 15, с гуанином 30. Решение: А=Т, Г=Ц, так как они комплементарны Между А и Т двойная водородная связь, поэтому 15х2=30 связей Между Г и Ц тройная водородная связь, поэтому 30х3=90 связей 30+90=120 водородных связей всего Ответ: 120 водородных связей. |
Этап 3.2. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
|
Работа в парах Задание . Определите признак, по которому все нижеперечисленные понятия, кроме двух, объединены в одну группу. Подчеркните эти «лишние» понятия. Аденин, урацил, рибоза, аминокислота, тимин, фосфатная группа, гуанин, цитозин. Признак: это составляющие РНК. |
Этап 3.3. Развитие функциональной грамотности |
Работа в парах Задание 1. Однажды один очень дотошный учёный решил перепроверить эксперимент Эрвина Чаргаффа. Он выделил нуклеиновую кислоту из целого ряда организмов разных групп и определил содержание аденина, гуанина, тимина и цитозина в их генетическом материале. Результаты он занёс в таблицу. Источник ДНК | Группа организмов | Содержание нуклеотида, % | Аденин | Гуанин | Цитозин | Тимин | Человек | Млекопитающие | 31,0 | 19,1 | 18,4 | 31,5 | Корова | Млекопитающие | 28,7 | 22,2 | 22,0 | 27,2 | Морской ёж | Беспозвоночные | 32,8 | 17,7 | 17,4 | 32,1 | Пшеница | Растения | 27,3 | 22,7 | 22,8 | 27,1 | Лосось | Рыбы | 29,7 | 20,8 | 20,4 | 29,1 | Дрожжи | Грибы | 31,3 | 18,7 | 17,1 | 32,9 | Вирус полиомиелита | Вирусы | 30,4 | 25,4 | 19,5 | 0.0 | Туберкулёзная микобактерия | Бактерии | 15,1 | 34,9 | 35,4 | 14,6 | Бактериофаг Т2 | Вирусы | 32,6 | 18,2 | 16,6 | 32,6 | Изучите таблицу и выберите верные утверждения: 1) Правило Чаргаффа гласит, что количество остатков аденина равно количеству остатков гуанина в ДНК, а количество цитозина — количеству тимина. 2) Содержание гуанина у дрожжей равно 18,7% 3) У вируса полиомиелита учёный не обнаружил тимина, т. к. вирус полиомиелита — РНК-вирус. 4) Содержание цитозина у туберкулезной микобактерии 34,9%. 5) Данные эксперименты не подтвердили эксперименты и выводы Э. Чаргаффа. Ответ: 23 |
Этап 3.4. Систематизация знаний и умений |
|
Фронтальная форма организации 1. В состав всех живых организмов входят нуклеиновые кислоты, что свидетельствует о 1) многообразии живой природы 2) единстве органического мира 3) приспособленности организмов к факторам среды 4) взаимосвязи организмов в природных сообществах 2. Какие клеточные структуры содержат ДНК кольцевой формы? 1) субъединицы рибосом 2) хромосомы ядер 3) нуклеоиды бактерий 4) микротрубочки цитоскелета 5) хлоропласты 6) митохондрии 3.ДНК в клетках присутствует в: 1) только в ядре; 3) в комплексе Гольджи и в цитоплазме; 2) в рибосомах; 4) в ядре, пластидах и митохондриях 4. Выберите три функции, характерные для молекул РНК эукариотических клеток: 1) распределение наследственной информации; 2) передача наследственной информации к месту синтеза белков; 3) транспорт аминокислот к месту синтеза белков; 4) инициирование репликации ДНК; 5) формирование структуры рибосом; 6) хранение наследственной информации |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
1. Что их нижеперечисленного не относится к типам нуклеиновых кислот? 1)Дезоксирибонуклеиновая кислота 2)Рибонуклеиновая кислота 3)Монодезорибонуклеиновая кислота 2. Что является мономерами РНК и ДНК? 1)Нуклеотиды 2)Олигонуклеотиды 3)Динуклеотиды 3. Какой из компонентов не входит в состав нуклеотида? 1)Остатки фосфорной кислоты 2)Водородное основание 3)Пятиуглеродный сахар 4. Какое из азотистых оснований не входит в состав ДНК? 1)Тимин 2)Гуанин 3)Урацил 5. Какое из азотистых оснований не входит в состав РНК? 1)Урацил 2)Тимин 3)Аденин 6. Что такое принцип комплементарности? 1)Строгое соответствие нуклеотидов, расположенных напротив друг друга в парных цепях молекулы ДНК 2)Длинный неразветвленный полимер, состоящий из двух цепей нуклеотидов 3)Присутствие ДНК в виде одной макромолекулы в клетках прокариот |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
|
Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока (ответ –ДНК) Итак, наш урок подходит к концу. Скажите, что мы сегодня на уроке узнали? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока. льше подходит вам, как вы работали) Почему? Оцените результат своей деятельности. За что и на каком этапе урока я себе сказал бы: «Молодец!». Кого бы еще похвалил на уроке? |
Этап 5.2. Домашнее задание |
|
Комментирует домашнее задание. §13-14, записи в тетрадях Творческие задания (на выбор): составить кроссворд по теме «Нуклеиновые кислоты»; написать эссе о значении нуклеиновых в жизнедеятельности организма, сделать объемную модель ДНК. Объясните высказывание: «От радости я почувствовал себя на седьмом небе, ибо тут я уловил возможный ответ на мучившую нас загадку: почему число остатков пуринов в точности равно числу остатков пиримидинов» Джеймс Уотсон На этом мы заканчиваем урок, я хочу, чтобы вы помнили на Земле более 7 млрд. людей но «генетические отпечаток» у каждого свой, пожелаю вам всегда оставаться уникальными. Спасибо всем за урок |