На уроке, используя проблемно-поисковый метод, практические работы с цифровой лабораторией по биологии, а также химический опыт и объемные модели, учащиеся изучают ранние этапы эмбриогенеза.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учебная лаборатория по биологии образовательного центра «ТОЧКА РОСТА».
Для практического выполнения заданий:
Для определения темы урока и последующего деления на группы: текст без названия
Для демонстрации: цифровая видеокамера цифровой лаборатории по биологии и программа для демонстрации Releon Camera (или заранее записанное видео), ноутбук, проектор; пророщенные семена гороха (или фасоли), модели – зиготы, морулы, бластулы, гаструлы, нейрулы из додекаэдров;
Для химического опыта: штатив для пробирок, 2 пробирки, белок сырого яйца, щелочь (гидроксид натрия), спирт, сульфат меди (II), вода.
Раздаточные материалы: карточки с заданием «Ранние этапы развития», нумерологический кроссворд, картинки органов разных групп организмов; тематические слова (термины).
Формы работы: парная, индивидуальная и групповая.
Методы обучения: проблемно-поисковый; практические работы с цифровой лабораторией по биологии, химический опыт; индуктивный - наблюдение с последующим анализом и формулировкой выводов
Планируемые образовательные результаты:
Научатся:
Характеризовать этапы развития зародыша в эмбриональном периоде развития.
Применять методы биологических наук при наблюдении за демонстративным материалом.
Анализировать несложные химические эксперименты, и объяснять их результаты.
Использовать составляющие исследовательской деятельности для определения этапа развития зародыша.
Получат возможность научится:
Использовать на практике приемы определения стадии эмбрионального периода развития.
Использовать на практике знания о значении негативных факторов на развитие зародыша.
Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о особенностях строения зародыша на ранних этапах развития.
Использовать оборудования цифровых лабораторий по биологии для реализации индивидуальных проектов.
Дидактическая структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты
предметные
УУД
Организационный момент
приветствует
приветствуют
Определение цели и функций участников
Актуализация знаний
Предлагает текст для определения целей и задач урока. Задает вопрос, направляет на определение темы.
Анализируют текст без названия (приложение 1),
Анализируют текст, выдвигают версии темы урока, формулируют задачи
Формулирование темы и постановка задач на урок
Постановка задач, умение устно выражать свое мнение
Погружение в тему
Предлагает учащимся собраться в группы, раздает модели из додекаэдров в каждую группу и объясняет порядок работы
Используя содержание текста, определяют модель, характеризующую определенную стадию развития, рассказывают остальным группам
Анализируют текст, определяют стадию и описывают модель
- Характеризовать этап развития
-Определять по внешнему виду этап развития
Умение слушать
Умение устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста и определении этапа по модели
Умение самостоятельно и в группе проводить анализ текста и находить необходимые ответы
Рассказывают каждая группа про свой этап (называют и описывают), выстраиваются в логическую цепь
- Применять метод моделирования для изучения биологических процессов
Умение работать с моделями
Умение слушать учителя и одноклассников
Первичное закрепление знаний
Предлагает задание на последовательность этапов эмбриогенеза
Получают задание для определения последовательности, выстраивают логическую цепь (приложение 2)
Решают задание
Систематизировать изученный материал
Умение осуществлять совместную деятельность в системе «учитель-ученик».
Применение ранее изученного материала и его практическое подтверждение
Направляет на анализ прочитанной информации в предыдущем этапе урока, проверяет ошибки после выполнения задания
Учащиеся берут термины или краткие определения (заранее заготовлены лежат на столах с начала урока) и выходят в свободное пространство класса, становятся в круг и находят себе пару (термин-определение) и занимают места за 1 партой (так, пока каждый не найдет себе пару)
Отвечают на вопросы учителя
Выбирают себе пару – «бластомер-клетка бластулы»
- Систематизировать информацию о характеристиках каждого этапа развития
Устанавливать причинно-следственные связи
Умение осуществлять совместную деятельность в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик»
Определение темы следующего этапа урока
Выдает нумерологический кроссворд
Получают на парту – 1 карточку с нумерологическим кроссвордом (приложение 3)
Решают нумерологический кроссворд
Использовать учебный материал для определения темы
Умение работать в паре
Изучение нового материала
Учитель знакомит с этапами гистогенеза и органогенеза; рассказывает про зародышевые листки и что из каждого образуется. Демонстрирует таблицу-подсказку (приложение 4)
Смотрят, отвечают на вопросы
Характеризуют особенности зародышевых листков и что из них образуется
- Характеризовать разные виды зародышевых листков
- Классифицировать органы, которые образуются из разных зародышевых листков
Умение слушать учителя
Умение наблюдать и делать выводы
Применение ранее изученного материала и его практическое подтверждение
Раздает цветные рисунки органов, записывает на доске три зародышевых листка, предлагает распределить полученные картинки под соответствующими зародышевыми листками.
Берут в руки цветные рисунки органов.
Распределяют на доске рисунки в 3 группы. Анализируют вместе с учителем
- Распределять органы по группам происхождения из определенного зародышевого листка
Умение наблюдать и делать выводы
Первичное закрепление знаний
Предлагает задание на соответствие (приложение 5)
Получают задание для определения соответствия
Решают задание
Систематизировать изученный материал
Умение осуществлять совместную деятельность в системе «учитель-ученик».
Осмысление обучающимися знаний, полученных на предыдущих этапах урока
Учитель выполняет роль профессора эмбриологии, представляет свою родословную, комментируя профессию каждого. Фрагментами добавляет биологические и химические эксперименты.
Смотрят, слушают, отвечают на вопросы
Характеризуют особенности профессий
Использовать дополнительную информацию выходящую за рамки урочного материала
Умение осуществлять совместную деятельность в системе «учитель-ученик».
Рефлексия
Проводит фронтальный опрос
Отвечают на поставленные вопросы
Формулируют ответы
- систематизировать изученный материал
Умение осуществлять совместную деятельность в системе «учитель-ученик».
Домашнее задание
Проанализировать теоретический материал, выполнить рисунки в тетради, сделать обозначения всех озвученных терминов
Слушают, фиксируют
Записывают вопросы в тетрадь
Умение анализировать и структурировать информацию.
Приложение 1. Текст для стадии «актуализация знаний»
Индивидуальное развитие организма на протяжении всей жизни называется онтогенезом. На начальном этапе в него входят стадии эмбрионального периода развития (эмбриогенез). Эмбриогенез наступает с оплодотворения женской яйцеклетки, когда берет начало зародышевый этап.
Сначала образуется зигота, путем слияния яйцеклетки и сперматозоида. Зигота дробится на множество клеток, при этом, не меняет размера.
По окончании дробления образуется многоклеточный зародыш без полости внутри, напоминающий «шар», который называется морула.
За стадией морулы идет бластула, однослойный многоклеточный зародыш с полостью внутри. Полость называется бластоцель, а клетки бластулы - бластомеры.
В результате впячивания одного из полюсов бластулы формируется 2х или 3хслойный зародыш - гаструла, который имеет первичный рот - бластопор, полость – гастроцель, и 2 сформировавшихся зародышевых листка: эктодерму – наружный и энтодерму – внутренний. У всех Позвоночных животных формируется и 3й слой – средний – мезодерма.
За гаструлой наступает стадия нейрулы, в которой начинают закладываться осевые органы (пищеварительная трубка, хорда, нервная трубка).
После наступает гистогенез – образование тканей и органогенез – образование органов
Задание к тексту для реализации стадии «Погружение в тему»
Опираясь на текст, определите по выданной модели, этап развития зародыша.
Пользуясь текстом, подготовьте четкую краткую характеристику для этой стадии (для рассказа).
Приложение 2. Задание на последовательность:
Определите правильную последовательность этапов эмбрионального развития ланцетника:
А) морула
Б) зигота
В) гаструла
Г) нейрула
Д) бластула
Приложение 3. Нумерологический кроссворд
Нумерологический кроссворд
Составьте слово, о котором дальше пойдет речь. Для этого воспользуйтесь списком слов, связанных с сегодняшней темой и зашифрованной нумерологической последовательностью (например 1.5.) В этой записи цифра – 1 – порядковый номер слова в списке ниже, а вторая цифра 5 – номер буквы в этом слове). Если вы правильно соберете буквы у вас появится слово, обозначающее следующий этап урока.
Гастроцель
Зигота
Бластула
Бластомер
Эктодерма
Гаструла
Нейрула
Энтодерма
Целом
Мезодерма
1.1
2.2
3.4
4.5
5.4
6.1
7.2
8.2
9.2
10.3
Приложение 4. Таблица «Гистогенез и органогенез»
Зародышевые листки
Органы
Эктодерма
Покровный эпителий и нервная ткань, нервная система и органы чувств, производные эпителия (волосы, ногти, потовые железы, чешуя, перья, эмаль зубов)