kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод сенсорной интеграции в обучении детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода сенсорной интеграции в обучении поможет детям с ОВЗ успешно преодолеть препятствия в развитии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод сенсорной интеграции в обучении детей с ОВЗ»

Метод сенсорной интеграции в обучении детей с ОВЗ.


Дубровина Анна Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории



Без эмоций невозможно наполнить жизнь красками. Для каждого человека это важный этап развития. А особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с сенсорными расстройствами, эти дети воспринимают мир не так, как мы с вами. В их системе восприятия много специфических черт, характерных только для них и мешающих им воспринимать мир в той же «системе координат», что и все остальные.

У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Дисфункция сенсорной интеграции затрудняет процессы обучения, коррекции и социализации.


Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа.

Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Всем хорошо известны основные сенсорные системы: зрительная, слуховая, вкусовая и обонятельная. Эти «внешние» чувства отвечают на стимулы окружающей среды.

Однако, есть в нашем теле и «внутренние» чувства: интроцептивное (ощущения, поступающие от внутренних органов, например, частота сердечных сокращений, частота дыхания, голод и т. д.), тактильное, проприоцептивное и вестибулярное. Эти системы чувств, ориентированные на тело, действуют вне сознательных мыслей, и мы не можем контролировать их работу.

Таким образом, сенсорная интеграция является бессознательным процессом, который происходит в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, запах, звуки, прикосновения, движения и т.д.).

Сенсорная интеграция питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием. Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое и психическое развитие, активно используются на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях метод сенсорной интеграции.

Цель коррекционно-развивающей работы по развитию процессов сенсорной интеграции усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой. То есть, главная задача метода сенсорной интеграции дать ребенку новые чувственные ощущения.


Показания к использованию метода сенсорной интеграции (ASI): чрезмерная (гипер-) или недостаточная (гипо-) чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности, расстройства мышечного тонуса; слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики); двигательная неуклюжесть; трудности в концентрации, импульсивность; быстрая утомляемость; отказ от социальных контактов; задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении; слабая организация поведения, отсутствие планирования.

Следовательно, использование метода метода ASI в коррекционно-развивающей работе поможет детям с различными нарушениями поведения, речи, интеллекта, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии.

Упражнения сенсорно-интегративной коррекции.

Упражнения могут использованы как для стимуляции отдельных сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного и гравитационного), если в каком либо, из них обнаруживаются элементы дезинтеграции. Так и в комплексе, направленные на общую суммацию сенсорных стимулов.

Благодаря старательно подобранным упражнениям в рамках терапии, ребенок может улучшить: развитие в области крупной и мелкой моторики; внимание и концентрацию; зрительные и слуховые способности; самосознание и самооценку.

Метод сенсорной интеграции (метод ASI) может и даже должен включаться как составная часть в работу по любым иным методикам. Недооценить значение стимуляции сенсорного восприятия мира нельзя. Через развитие сенсорики мы даём ребёнку механизм познания мира.


Упражнения сенсорно-интегративной коррекции.


Вестибулярная дисфункция.

При низкой сенсорной чувствительности:

- лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки;

- использовать традиционные игры с потешками («По кочкам, по кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.);

- применять на занятиях игры с большим мячом (фитболом);

- Занятия в сухом бассейне (массажный эффект; эффект ускользающей, податливой опоры; эффект погружения; сенсорный эффект, закаливающий эффект, расслабляющий эффект, тренирующий эффект).

- Упражнение на развитие вестибулярного аппарата «Тактильные кочки»;


Информация, которую мозг получает от мышц, сухожилий и суставов нашего тела, называется проприоцептивной. Во многом проприоцепция, вестибулярная и тактильная чувствительность оказывают взаимное влияние, и часто нельзя разделить, что вот это воздействие только на один вид чувствительности, а это – на другой. Это все про наше тело.

Проприоцепция формирует:

  • Чувство позы (понимание, где сейчас находится рука, где нога, как перенести свой вес с одной конечности на другую);

  • Чувство силы (какое усилие нужно приложить, чтобы написать на бумаге букву или чтобы бросить мяч);

  • Чувство движения (направление, точность, координация содружественных движений в теле, ловкость).

Уч-ся особенно пойдет на пользу задания на развитие проприоцепции, если они относятся к одной из двух категорий:

Ищущие проприоцептивной стимуляции:

Эта категория встречается чаще всего. Ищущие- те, кто пытается получить как можно больше пропреоцептивных ощущений, как будто тело недополучает стимуляции. Иногда детей, ищущих подобных ощущений, описывают как гиперактивных. И отчасти это так и есть, поскольку они действительно ищут удовлетворения своих сенсорных потребностей.

Что часто делают дети, которые находятся в поиске проприоцептивных ощущений:

·        Все жуют;

·        Прячутся в узких местах;

·        Любят тяжелые одеяла;

·        «Бесятся», машут руками, натыкаются друг на друга;

·        Намеренно во все врезаются;

·        Всегда стараются запрыгнуть на диван или кровать;

·        Легко нарушают личные границы других людей.


Признаки того, что ребенок плохо чувствует пропреоцептивные сигналы:

·        Неуклюжесть

·        Вялость

·        Нежелание вставать по утрам

·        Врезается в стены и мебель, как будто не видит их

Действенные задания на развитие проприоцепции для детей.

 Как можно чаще предлагайте сжимать в руках разные предметы – сенсорные мячики, антистрессы, резиновые игрушки.

- так же можно использовать такие приемы, как хождение по скамейке, перелезание и подлезание под стульями, при этом дети могут работать в парах, помогая друг другу.

Все эти варианты игр можно гармонично вплетать в ежедневную коррекционную деятельность, используя в качестве организационных моментов или динамических пауз.

Интеграционные упражнения для коррекции вестибулярной системы

  • Проприоцепция с развитием тактильной стимуляции ног.

  • Упражнение на фитболе. Укрепление мышечного корсета; улучшение координации движений; улучшение стабилизации тела в пространстве и равновесия; обучение опорным реакциям на верхние и нижние конечности; развитие мелкой моторики и речи.

  • Упражнение на развитие сенсомоторной координации. Развивает ловкость, устойчивость, баланс. Снимает напряжение, хаотичные, гиперактивные движения, рассеянность.

  • Упражнение на умение ориентироваться в пространстве, развитие восприятия, наблюдательности, внимания; развитие координации, фантазии и скорости реакции; развитие межполушарного взаимодействия.


Интеграционные упражнения для коррекции тактильной дисфункции

В работе для преодоления тактильной дисфункции используются виды сенсорных игр, такие как:

- игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом;

- игры с песком, природным материалом;

- игры с тканями и бумагой;

- игры с сенсорными баночками;

- игры со стеклянными шариками, гидрогелем.

- Упражнения для развития тактильной чувствительности рук (ощупывание различных поверхностей); ступней ног (ходьба по различным поверхностям); соприкосновение всем телом с различными материалами.

- Использовать все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание.

Также можно использовать такие упражнения:

- поочерёдные движения правой и левой руки;

- синхронные движения обоих рук;

- учить детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;

- учить детей осуществлять несинхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.


Интеграционные упражнения для коррекции гравитационной системы

  • Упражнения на развитие координации движений, согласованности и последовательности движений рук, быстроту переключения, устойчивости вестибулярной нагрузки.

  • Упражнение для развития и улучшения проприоцептивной реакции, развитие крупной и билатеральной моторики, развитие координации, фантазии.

  • Упражнения на развитие координации движений, соразмерность усилий, ловкость, точность перемещения, ориентировка в пространстве, преодоление страха высоты.

Интеграционные упражнения для коррекции слуховой системы

  • Упражнения с данным дидактическим материалом развивают слуховую функцию, улучшают частотную дифференциацию, слуховой анализ, настроение, концентрацию внимания, саморегулирование.


Интеграционные упражнения для коррекции обонятельной системы

  • Ароматерапия благотворно влияет на улучшение обоняния, дыхания через нос, настроение, способствует умственному развитию детей, стимулирует память, развивает воображение. Помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна. Это отличное средство стимуляции, улучшает общее кровообращение, развитие мышц лица.


Гимнастика мозга

  • Массаж ладоней и пальцев рук массажным шариком стимулирует речевые области в коре головного мозга; повышает энергетический уровень ребенка, развивает тактильную чувствительность; развивает познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.

  • Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

  • Упражнения развивают диафрагмальное дыхание, улучшают дыхательный процесс, расслабляют центральную нервную систему, способствуют гибкости и точности выполняемых движений, помогают снять избыточное возбуждение и успокоиться.


Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы. В зависимости от поставленных задач используются подобные упражнения для того, чтобы активизировать или успокоить детей, настроить их на предстоящую работу на занятии. Применяемые в коррекционно-развивающей работе методы и приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Метод сенсорной интеграции в обучении детей с ОВЗ

Автор: Анна Николаевна Дубровина

Дата: 22.12.2024

Номер свидетельства: 662429

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Роль сенсорной интеграции в обучении детей с ОВЗ."
    ["seo_title"] => string(49) "rol_sensornoi_integratsii_v_obuchenii_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "662433"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1734890602"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "«Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(141) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "134960"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416838309"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья «Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "135055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416847479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства