Просмотр содержимого документа
«Метод сенсорной интеграции в обучении детей с ОВЗ»
Метод сенсорной интеграции в обучении детей с ОВЗ.
Дубровина Анна Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Без эмоций невозможно наполнить жизнь красками. Для каждого человека это важный этап развития. А особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с сенсорными расстройствами, эти дети воспринимают мир не так, как мы с вами. В их системе восприятия много специфических черт, характерных только для них и мешающих им воспринимать мир в той же «системе координат», что и все остальные.
У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Дисфункция сенсорной интеграции затрудняет процессы обучения, коррекции и социализации.
Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа.
Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
Всем хорошо известны основные сенсорные системы: зрительная, слуховая, вкусовая и обонятельная. Эти «внешние» чувства отвечают на стимулы окружающей среды.
Однако, есть в нашем теле и «внутренние» чувства: интроцептивное (ощущения, поступающие от внутренних органов, например, частота сердечных сокращений, частота дыхания, голод и т. д.), тактильное, проприоцептивное и вестибулярное. Эти системы чувств, ориентированные на тело, действуют вне сознательных мыслей, и мы не можем контролировать их работу.
Таким образом, сенсорная интеграция является бессознательным процессом, который происходит в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, запах, звуки, прикосновения, движения и т.д.).
Сенсорная интеграция питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием. Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое и психическое развитие, активно используются на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях метод сенсорной интеграции.
Цель коррекционно-развивающей работы по развитию процессов сенсорной интеграции усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой. То есть, главная задача метода сенсорной интеграции дать ребенку новые чувственные ощущения.
Показания к использованию метода сенсорной интеграции (ASI): чрезмерная (гипер-) или недостаточная (гипо-) чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности, расстройства мышечного тонуса; слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики); двигательная неуклюжесть; трудности в концентрации, импульсивность; быстрая утомляемость; отказ от социальных контактов; задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении; слабая организация поведения, отсутствие планирования.
Следовательно, использование метода метода ASI в коррекционно-развивающей работе поможет детям с различными нарушениями поведения, речи, интеллекта, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии.
Упражнения сенсорно-интегративной коррекции.
Упражнения могут использованы как для стимуляции отдельных сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного и гравитационного), если в каком либо, из них обнаруживаются элементы дезинтеграции. Так и в комплексе, направленные на общую суммацию сенсорных стимулов.
Благодаря старательно подобранным упражнениям в рамках терапии, ребенок может улучшить: развитие в области крупной и мелкой моторики; внимание и концентрацию; зрительные и слуховые способности; самосознание и самооценку.
Метод сенсорной интеграции (метод ASI) может и даже должен включаться как составная часть в работу по любым иным методикам. Недооценить значение стимуляции сенсорного восприятия мира нельзя. Через развитие сенсорики мы даём ребёнку механизм познания мира.
Упражнения сенсорно-интегративной коррекции.
Вестибулярная дисфункция.
При низкой сенсорной чувствительности:
- лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки;
- использовать традиционные игры с потешками («По кочкам, по кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.);
- применять на занятиях игры с большим мячом (фитболом);
- Занятия в сухом бассейне (массажный эффект; эффект ускользающей, податливой опоры; эффект погружения; сенсорный эффект, закаливающий эффект, расслабляющий эффект, тренирующий эффект).
- Упражнение на развитие вестибулярного аппарата «Тактильные кочки»;
Информация, которую мозг получает от мышц, сухожилий и суставов нашего тела, называется проприоцептивной. Во многом проприоцепция, вестибулярная и тактильная чувствительность оказывают взаимное влияние, и часто нельзя разделить, что вот это воздействие только на один вид чувствительности, а это – на другой. Это все про наше тело.
Проприоцепция формирует:
Чувство позы (понимание, где сейчас находится рука, где нога, как перенести свой вес с одной конечности на другую);
Чувство силы (какое усилие нужно приложить, чтобы написать на бумаге букву или чтобы бросить мяч);
Чувство движения (направление, точность, координация содружественных движений в теле, ловкость).
Уч-ся особенно пойдет на пользу задания на развитие проприоцепции, если они относятся к одной из двух категорий:
Ищущие проприоцептивной стимуляции:
Эта категория встречается чаще всего. Ищущие- те, кто пытается получить как можно больше пропреоцептивных ощущений, как будто тело недополучает стимуляции. Иногда детей, ищущих подобных ощущений, описывают как гиперактивных. И отчасти это так и есть, поскольку они действительно ищут удовлетворения своих сенсорных потребностей.
Что часто делают дети, которые находятся в поиске проприоцептивных ощущений:
· Все жуют;
· Прячутся в узких местах;
· Любят тяжелые одеяла;
· «Бесятся», машут руками, натыкаются друг на друга;
· Намеренно во все врезаются;
· Всегда стараются запрыгнуть на диван или кровать;
· Легко нарушают личные границы других людей.
Признаки того, что ребенок плохо чувствует пропреоцептивные сигналы:
· Неуклюжесть
· Вялость
· Нежелание вставать по утрам
· Врезается в стены и мебель, как будто не видит их
Действенные задания на развитие проприоцепции для детей.
Как можно чаще предлагайте сжимать в руках разные предметы – сенсорные мячики, антистрессы, резиновые игрушки.
- так же можно использовать такие приемы, как хождение по скамейке, перелезание и подлезание под стульями, при этом дети могут работать в парах, помогая друг другу.
Все эти варианты игр можно гармонично вплетать в ежедневную коррекционную деятельность, используя в качестве организационных моментов или динамических пауз.
Интеграционные упражнения для коррекции вестибулярной системы
Проприоцепция с развитием тактильной стимуляции ног.
Упражнение на фитболе. Укрепление мышечного корсета; улучшение координации движений; улучшение стабилизации тела в пространстве и равновесия; обучение опорным реакциям на верхние и нижние конечности; развитие мелкой моторики и речи.
Упражнение на развитие сенсомоторной координации. Развивает ловкость, устойчивость, баланс. Снимает напряжение, хаотичные, гиперактивные движения, рассеянность.
Упражнение на умение ориентироваться в пространстве, развитие восприятия, наблюдательности, внимания; развитие координации, фантазии и скорости реакции; развитие межполушарного взаимодействия.
Интеграционные упражнения для коррекции тактильной дисфункции
В работе для преодоления тактильной дисфункции используются виды сенсорных игр, такие как:
- игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом;
- игры с песком, природным материалом;
- игры с тканями и бумагой;
- игры с сенсорными баночками;
- игры со стеклянными шариками, гидрогелем.
- Упражнения для развития тактильной чувствительности рук (ощупывание различных поверхностей); ступней ног (ходьба по различным поверхностям); соприкосновение всем телом с различными материалами.
- Использовать все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание.
Также можно использовать такие упражнения:
- поочерёдные движения правой и левой руки;
- синхронные движения обоих рук;
- учить детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;
- учить детей осуществлять несинхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.
Интеграционные упражнения для коррекции гравитационной системы
Упражнения на развитие координации движений, согласованности и последовательности движений рук, быстроту переключения, устойчивости вестибулярной нагрузки.
Упражнение для развития и улучшения проприоцептивной реакции, развитие крупной и билатеральной моторики, развитие координации, фантазии.
Упражнения на развитие координации движений, соразмерность усилий, ловкость, точность перемещения, ориентировка в пространстве, преодоление страха высоты.
Интеграционные упражнения для коррекции слуховой системы
Упражнения с данным дидактическим материалом развивают слуховую функцию, улучшают частотную дифференциацию, слуховой анализ, настроение, концентрацию внимания, саморегулирование.
Интеграционные упражнения для коррекции обонятельной системы
Ароматерапия благотворно влияет на улучшение обоняния, дыхания через нос, настроение, способствует умственному развитию детей, стимулирует память, развивает воображение. Помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна. Это отличное средство стимуляции, улучшает общее кровообращение, развитие мышц лица.
Гимнастика мозга
Массаж ладоней и пальцев рук массажным шариком стимулирует речевые области в коре головного мозга; повышает энергетический уровень ребенка, развивает тактильную чувствительность; развивает познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.
Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы. В зависимости от поставленных задач используются подобные упражнения для того, чтобы активизировать или успокоить детей, настроить их на предстоящую работу на занятии. Применяемые в коррекционно-развивающей работе методы и приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.