Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Наглядность, как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках штукатурно - малярного дела"»
«Наглядность , как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках.»
Автор : Алексенко А.А.
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, внедрением новых технологий, лавинообразным ростом информации, усложнением видов труда и социальной действительности. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры, веке высоких компьютерных технологий. Задача педагогов школы состоит в том, чтобы создать такие условия обучения детей с ОВЗ, при которых у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Подготовленность выпускников к самостоятельной жизни и труду во многом определяется состоянием их умений действовать в новых измененных условиях. Своей задачей считаю максимальное приближение изучения программного материала к жизни. Процесс обучения стараюсь сделать насыщенным, эмоциональным и интересным. При планировании урока, при использовании того или иного метода или приёма ставлю вопрос: «А интересно ли это будет ученикам?», заранее стараюсь представить себе, каким образом можно заинтересовать учащихся тем, что происходит на уроке, как удержать их неустойчивое внимание на нужном материале, как вызвать к уроку положительное отношение. Дети с О.В.З. имеют низкий уровень мотивации и познавательной активности, у них отсутствует интерес к обучению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают, нарушена эмоционально-волевая сфера, поэтому важным является активной деятельность ученика на уроке. А это требует более широкого включения в процесс обучения активных методов, вызывающих интерес к обучению: использование развивающих игр, наглядности , создание нестандартных и занимательных ситуаций.
С целью создания условий для развития познавательных интересов, возможностей и реализации творческих способностей учащихся, их социальной адаптации, активно применяю на практике элементы современных образовательных технологий: технология проблемного обучения, личностно-ориентированная, игровая, проектная технология, информационно-коммуникативная и здоровьесберегающая технологии. Правильное сочетание элементов данных технологий, использование на каждом этапе урока, активных методов обучения, разнообразных форм и видов работы: дифференцированный подход, индивидуальную работу на уроке, разнообразный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения, позволяют обеспечить активность познавательной деятельности, разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся и повышать мотивацию к учению.
Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в классе. Урок начинаю, привлекая внимание учащихся чем-то неожиданным, необычным. Это может быть загадка о профессии, инструменте, поговорка или стихотворение.
Организация уроков штукатурно-малярного дела ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Создание нестандартных ситуаций на уроке, использование проблемно-поискового метода обучения способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Основа для развития индивидуальности – деятельная система обучения, идущая от развития посильных возможностей ученика. В основе ее лежит сотрудничество на уроке между учителем и учеником, при котором происходит взаимное обогащение мира ученика и учителя.
Система коррекционно-развивающих методов обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию. Успешность обучения детей с нарушением интеллекта определяется в первую очередь психическим развитием обучаемого. Главными психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление. Учащиеся во время изучения нового материала не только зрительно наблюдают за предметами, но и производят с ними различные действия, при этом повышается качество запоминания и мышления.
Принцип наглядности является одним из важнейших методов активизации познавательных интересов и творческих способностей учащихся. Это образцы строительных материалов, карточки-задания, инструкционные, технологические карты, которые способствуют наглядному восприятию всего процесса изготовления изделия, помогают учащимся с ограниченными возможностями здоровья легче и глубже усвоить материал урока. Это связанно с конкретностью мышления наших учащихся, с характерными для их психики нарушениями процессов абстрагирования и обобщения. Реализация принципа наглядности на уроке: показ инструментов, материалов, дефектов штукатурки и качественной отделки поверхностей и др. Применение средств наглядности делает урок более эффективным, способствует формированию знаний, умений, навыков по предмету. Так совместно с учителем учащиеся в кабинете штукатурно-малярного дела
оформили рабочую зону для отделочных работ, ( штукатурных ,плиточных , каменных)
Наибольшая сложность трудового обучения в состоит в формировании обобщенных умений и навыков. В основе таких умений лежат процессы психофизиологической регуляции и прежде всего процессы осознанной саморегуляции, самооценки и самоконтроля. Отсутствие необходимых навыков самоконтроля является одной из основных причин слабого развития самостоятельности действий у детей с о в з . Не умея контролировать своих действий, учащиеся либо обращаются за помощью к учителю, нарушают технологическую цепочку, не обращают внимание на качество и могут просто отказаться от выполнения задания.
Большую роль в эффективном усвоении учебного материала при выполнении трудовых заданий играют технологические и инструкционные карты, которые являются указанием к действию в процессе практической работы. Учащиеся на уроке самостоятельно заполняют шаблон-сетку операционной или технологической карты (последовательность операций, инструмент, материалы), т.е. они учатся планировать работу. С опорными словами: «сначала, потом, затем, после этого, и наконец» учащиеся составляют операционную последовательность вида работ, тем самым развивая логическую составляющую, и коммуникативные качества личности.
Характеризуя, обучающихся с отклонениями в развитии, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, неустойчивость внимания, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе овладения новым материалом на уроках штукатурно – малярного дела использую наглядные развивающие игры.
Игры способствуют устойчивому запоминанию учебного материала, развитию высших психических функции , развитию речи учащихся и мелкой моторики пальцев рук. Они повышают познавательную активность и пробуждают интерес к урокам штукатурно – малярного дела, создают положительный эмоциональный настрой, улучшают общую работоспособность, дают возможность многократно повторять один и тот – же материал.
Применение ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с ОВЗ.
Использование современных компьютерных технологий на уроках мне позволяет:
сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
эффективно решать проблему наглядности обучения, делая его более понятным и доступным для учащихся;
Информационные технологии на уроках я использую в разных вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Из опыта работы заметил, что ребенок проявляет больший интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации, с огромным желанием включается в работу.
Благодаря использованию ИКТ на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, анимацию изучаемых процессов и явлений.
Уроки с применением информационных технологий вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются
. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
4.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу урока. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
5. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Таким образом, применение наглядности на уроках, активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.
Рекомендации:
Никогда не ограничивайтесь наглядностью - наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.
2 . Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний или создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся. .
3. Старайтесь сами изготавливать вместе с учащимися наглядные пособия:
4. Научно обоснованно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, слайдно-полиэкранную проекцию и др.; в совершенстве владейте техническими средствами обучения, методикой их использования.
5. Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
6.Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.