Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа в коррекционной школе»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Сявская коррекционная школа – интернат»
Доклад
«Профориентационная работа
в коррекционной школе»
Докладчик:
социальный педагог
Патракова И.В.
Воспитанники коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями с самого раннего возраста нуждается в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.
Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, коррекционное учреждение нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полному включению в производственный труд. Практика показывает, что некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые не квалификационные виды труда.
Значительная часть выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ.
Они получают профессии штукатура маляра, столяра, плотника, швеи. Озеленителя. Однако, тем не менее и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которое обуславливаются рядом факторов:
Затруднения при трудоустройстве
- психологическая неготовность к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствие ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищенности;
- неадекватная самооценка и недостаточно сформированная способность оценки возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособность адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению трудностей и др.
Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество подростков с
интеллектуальной недостаточностью.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учащихся, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, помогающая развивать навыки самопрезентации и уверенного поведения, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Поэтому внедрение системы профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида главным образом нацелено на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организационной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.
Также в ходе её реализации возможно решение ряда задач:
Задачи профориентации
Изучение динамической структуры личности учащихся с целью осуществления коррекционного воздействия и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников.
Способствовать развитию творческих способностей детей, а также трудовых умений и навыков.
Система профессионального самоопределения разделяется на 3 основных раздела.
Основные разделы
Профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью.
2. Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Первичная профдиагностика.
3.Основная направленность занятий: углубление знаний о требованиях профессий к человеку. Формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда: контроль и коррекция профессиональных планов; оценка результатов достижений в избранной деятельности; социально-профессиональная адаптация.
Процесс реализации профориентации
Таким образом, в круг вопросов, решающихся в процессе реализации профориентационной работы, входят:
- профессиональное просвещение умственно отсталых учащихся (через расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями);
-психологическое изучение и классификация профессий (знакомство с элементарными, практически используемыми классификациями профессий);
- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;
- изучение индивидуально-психологических особенностей и возможностей учащихся (через использование различных психодиагностических методик, адаптированных для школьников со сниженным интеллектом);
- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессий;
Отличительной особенностью системы профориентационной работы является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения – воспитатели, классные руководители , педагог - психолог, социальный педагог - и их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.
Таким образом можно добиться повышения статуса трудового воспитания, осознания детьми своего места в жизни и возможности профессиональной самореализации.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}