Актуальность Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.
С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Протокол № 1 «30» 082024г. от«30 » 08 2024 г. Приказ №231от «30» 08 2024г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Очумелые ручки » для обучающихся воспитанников с ОВЗ
на 2024-2025 учебный год
направление: «Работа с фоамираном»
срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования:
Гранкина Инна Борисовна
с. Падинское, 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Не учи безделью, а учи рукоделью". В.И.Даль
Актуальность Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.
С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.
Дети с ОВЗ зачастую изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью.
Дети с ОВЗ в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети с ОВЗ находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Опыт нашей работы доказывает, что ограниченные возможности ребенка не являются основанием для отнесения его к категории «необучаемых».
Развитие познавательных и творческих способностей у детей с ОВЗ не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии (физические недостатки, проблемы речевого и интеллектуального развития, хронические заболевания и др.). Определяя содержания обучения, мы учитываем не только объем знаний, умений и навыков, но индивидуальные психологические особенности детей ОВЗ.
В ходе кружковой работы по данной программе дети с ОВЗ становятся более раскованными и свободными в своей интеллектуальной и творческой деятельности, преодолевают преграды, связанные с возможностью самовыражения и коммуникации.
Основные задачи:
-создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей с ОВЗ в процессе деятельности;
-воспитание у детей с ОВЗ эмоционально-положительного отношения к результатам собственной деятельности, формирование навыков работы с различными материалами;
-снятие барьеров общения и самовыражения;
-развитие коммуникативных навыков.
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка с ОВЗ. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети с ОВЗ получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у обучающихся с ОВЗ умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся разного возраста. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Цели кружковой работы
Создание условий для самореализации обучающегося с ОВЗ в творчестве.
Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач
Обучающие:
-формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения решать художественно-творческие задачи на вариации и импровизацию сувенирной продукции;
-овладение техникой изготовления изделий из фоамирана;
-развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.
Развивающие:
-пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
-развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
-формирование творческих способностей, духовной культуры;
-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитательные:
- уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции; развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;
-формирование аккуратности в работе и трудолюбия;
-развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
-развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками.
В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Формы и методы обучения В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия, а также различные методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный (показ видео, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);
-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и шаблонам)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы в группах;
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа рассчитана на детей разного школьного возраста 9 до 14 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора. Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 38 часов в год. Занятия проводятся в группе по 10 человек. Срок реализации программы 1 год.
Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 1 часу.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности. В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области декоративно- прикладного искусства.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых работ известных мастериц, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснятьсвои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнятьпрактическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Предметными результатами работы в кружке являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Формы подведения итоговреализации дополнительной образовательной программы
1. Проведение выставок работ учащихся. 2. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.
3. Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.
4. Участие (в дистанционном режиме) во всероссийских и международных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основано на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных изделий из фоамирана. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, материалу в процессе изготовления изделий.
Общение с в группе единомышленников положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения материала в прекрасные изделия.
Вводное занятие.
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля
Знакомство с материалом и его свойствами
Что такое фоамиран, как и где он появился, его свойства и использование в декоративно- прикладном исскустве. Просмотр видеосюжета.
Работа с фоамираном.
Рассматриваются как разные виды фоамирана, так и различные способы его обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей. Постепенно аппликация усложняется. Обучение созданию шаблонов по иллюстрации из интернета. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.
Продолжается знакомство с материалом. При выполнении сплошной мозаики усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полуобъемную мозаику, изменяя форму элементов. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Тематическое планирование кружка «Очумелые ручки»
№
Тема
Коли-
чество
часов
Теорити-
ческих
Практи-
ческих
Вводное занятие
2
1
1
Знакомство с материалом и его свойствами
6
3
3
Сувенир «Любимому учителю»
4
2
2
Сувенир «Подарок мамочке»
8
4
4
Мастерская «Деда Мороза»
18
9
9
Проект “Моя кукла”
18
9
9
«Ангел мира»
6
3
3
День Победы… сувениры к 9 мая.
8
4
4
Сувенир на ручку “Выпускник”
2
1
1
Итого
72
36
36
Условия реализации программы
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, термопистолет, художественные дыроколы, утюг.