Развитие творческих способностей у воспитанников с нарушением интеллекта
Развитие творческих способностей у воспитанников с нарушением интеллекта
У обучающихся с интеллектуальными нарушениями творческая активность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования и духовно-нравственного развития
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей у воспитанников с нарушением интеллекта»
Развитие творческих способностей у воспитанников с нарушением интеллекта
Ракитина Татьяна Ивановна
воспитатель высшей кваликафикационной категории
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский.
Одной из целей Федерального Государственного Образовательного Стандарта является развитие личности обучающегося, его творческих способностей. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями творческая активность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования и духовно-нравственного развития. Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Обучающиеся с умственной отсталостью могут испытывать трудности с абстрактным мышлением, что ограничивает их способность к творческому самовыражению. Низкий уровень когнитивного развития может затруднять понимании и применение новых идей. Социальное взаимодействие играет ключевую роль в развитии творческих способностей. Дети с умственной отсталостью часто имеют проблемы с коммуникацией, что может ограничивать их участие в совместной творческой деятельности. Низкий уровень эмоционального развития может мешать детям выражать свои идеи и чувства.
Окружающая среда, включая поддержку родителей и педагогов, играет важную роль в развитии творческих способностей:
-Позитивное отношение и система поощрений со стороны родителей и педагогов способствуют формированию уверенности в себе.
-Наличие разнообразных материалов и возможностей для творчества (музыка, живопись, театрализованные игры) создает условия для развития творчества.
-Совместная деятельность с ровесниками помогает развивать коммуникативные навыки и творческое мышление.
Таким образом, развитие творческих способностей у обучающихся с умственной отсталостью требует комплексного подхода и учета индивидуальных особенностей. Создание поддерживающей и стимулирующей образовательной среды, а также применение эффективных методов и подходов могут существенно улучшить качество жизни этих детей и помочь им в социальной адаптации.
Развитие творческих способностей детей с нарушением интеллекта – процесс, требующий осторожности и деликатности. Исследователи Н. Басина и О.Суслова указывали, что природа ребёнка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь – чувственным аспектом познания. Поэтому целью воспитателя является помощь ребёнку с ОВЗ научиться владеть языком искусства как средством ориентации в окружающем мире природы.
Важной целью занятий в кружках и студиях дополнительного образования является привитие навыков работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, научить фантазировать, мыслить самостоятельно. Не меньшее значение имеет придание детям с ОВЗ уверенность в себе и развитие индивидуальных способностей.
В процессе занятий творчеством под руководством педагога развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика (амплитуда, сила, скорость и точность движений рук), зрительно-двигательная координация, память, внимание, воображение. При этом активно развивается речь ребёнка, обогащается словарный запас. В целом развиваются коммуникативные навыки. Всё это способствует активизации трудовых навыков, что оказывается основой социализации ребёнка с ОВЗ.
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) направлено на их интеграцию в общеобразовательную систему, систему духовно-нравственного, экологического, эстетического, физического воспитания наравне со здоровыми сверстниками. Различные формы такой работы компенсируют их недостатки через развитие сохраненных функций, активизируют все ресурсы, помогая усвоить социальный опыт, укрепить здоровье.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира. Это играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с проблемами. Оно заключает в себе художественно-эстетическое, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире. Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику.
Художественно-ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. А.В. Запорожец указывал, что способность понимать умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно создает художественные образы в своем воображении, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.
Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
На важную роль искусства и творчества в воспитательно-образовательном процессе детей с отклонениями указывали представители зарубежной спецпедагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демюр, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и другие. Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеев, Т.С. Комарова утверждают, что процесс восприятия искусства и творчества детьми представляют собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и эмоциональную стороны.
Художественно-творческая деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, даёт ребенку самовыражаться, расширяет общий кругозор ребенка, реализует познавательные интересы детей, развивает их личность. Творческая активность ребенка складывается из его познавательных способностей. Большие трудности могут дать и большие радости – радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее. Она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенна форма «помощи» детям, но она только вредит делу.
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Для того, чтобы он мог совершать трудовые операции, необходимо, чтобы он был знаком со свойствами различных предметов и веществ: воды, бумаги, ткани, дерева. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.
Творческий труд занимает большое место в системе реабилитационной работы. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого.
Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.
Выполнять различные поделки для новогодних праздников: конфетти, серпантин, снежинки, гирлянды, карнавальные маски. Обработки бумаги, изготовление различных поделок имеет большое значение для всестороннего развития детей..
Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка.
Использование метода творческих заданий у детей с проблемами в развитии находится в прямой зависимости от степени развития их творческого воображения. Чем в большей степени развит творческий компонент воображения, тем более эффективным будет применение творческих заданий.
Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии.В художественно-творческой деятельности ситуация успеха достигается в результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов художественного творчества. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева и так далее. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Взрослый помогает ребенку преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Необходимо поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.
Во время занятий творческим трудом решаются следующие задачи:
- Коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины;
- Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать;
- Знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями декоративно-прикладного искусства;
- Воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека;
- Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.
Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность.
Внеурочная работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Внеурочная работа дает воспитателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.
При организации внеурочной работы воспитатель должен соблюдать следующие принципы:
- выдерживать общую направленность занятий;
- обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержания и методов занятий с учетом личных склонностей детей;
- осуществлять массовость внеурочной работы, вовлекать в нее большинство учащихся;
- опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей;
- иметь общественно-полезную направленность всех выполняемых работ;
- подчинять все виды внеурочных работ общим учебно-воспитательным задачам.
1. Коррекция недостатков умственного развития учащихся вспомогательной школы в развитии творческих способностей, в обучении (трудовом, эстетическом, нравственном) будет заключаться в том, чтобы научить умственно отсталых школьников всесторонне обдумывать задания, практическом их выполнении.
2. Для успешного выполнения заданий, кроме предварительной ориентировки в задании, необходимо правильно научить учащихся планировать свою работу, самоконтролю в процессе выполнения задания, а также развивать творческое воображение, фантазию детей.
3. Необходимо максимально расширять кругозор детей, привлекая их к практической деятельности во внеурочное время, прививая тем самым аккуратность.