«Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»
«Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»
Занятия по развитию речи детей с использованием ТРИЗ – технологии это импровизация, игра, которая так интересна для дошкольников. В этих играх детей не надо искусственно заинтересовывать, а стоит лишь верно почувствовать, чем живет каждый из них– и появляется действие, в котором каждый ребёнок участвует на равных основаниях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»»
Общая тема работы педагога с детьми:
«Разностороннее развитие дошкольников через ТРИЗ-технологию» .
Мастер – класс для родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией».
Детский возраст – период бурной речевой деятельности, а каждая образовательная деятельность по ТРИЗ – это коллективная игра, творческая работа, а, следовательно, ощущение ребенком радости жизни, которая даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Пусть вас не смущает это странное название – ТРИЗ – творческое решение изобретательских задач. Ведь всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это символ умных людей, которые поняли, что чем раньше начать развивать речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность у детей, тем плодотворнее будет работа и ощутимее результат в дальнейшем.
Занятия по развитию речи детей с использованием ТРИЗ – технологии это импровизация, игра, которая так интересна для дошкольников. В этих играх детей не надо искусственно заинтересовывать, а стоит лишь верно почувствовать, чем живет каждый из них– и появляется действие, в котором каждый ребёнок участвует на равных основаниях.
Педагоги и психологи отмечают, что хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе, вот почему одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому в ТРИЗ – педагогике основное внимание уделяется именно речевому развитию детей, так как способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его речи.
В работе с детьми я активно использую методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ – технологией. С некоторыми из них я и хочу вас познакомить. Вам, коллеги, на несколько минут предлагаю стать родителями воспитанников.
Итак, уважаемые родители! Сегодня на родительском собрании второй страницей нашего устного журнала, который называется «Играем вместе с детьми» будут простые и занимательные игры. Как вы помните, на первой странице нашего устного журнала мы узнали с вами, что представляет собой ТРИЗ -технология.
Начинаем знакомиться с играми, в которые, я надеюсь, вы охотно будете играть с детьми дома.
Игра «Дразнилка»
На столе разложены картинки с отгадками. Вам надо дать им шуточные имена-дразнилки, не произнося настоящих названий картинок.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. (глаза)
Каталка, возилка, скакалка, ржалка и др. (лошадь)
Забивалка, ударялка, стучалка. (молоток)
Молодцы! Хорошо! Во время игры можно поменяться ролями: дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны отгадать, о чем идет речь. Продолжаем. Следующая игра.
Игра «Я еду в деревню»
Прошу вас разделиться по парам. В паре один из вас- ребёнок, другой -взрослый. Взрослый начинает предложение, а ребёнок, взяв любую картинку, продолжает. Например: «Еду я в деревню и беру с собой в дорогу…». Ребёнок должен объяснить, глядя на предмет на картинке, зачем ему данный объект в деревне. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, на северный полюс, на море и т.д. Молодцы! Продолжаем играть!
Игра «Шкатулка со сказками»
В этой игре роль мамы я возьму на себя. А вы все дети. У меня в руках шкатулка с игрушками. Предлагаю выбрать любую игрушку из шкатулки. Затем надо придумать, кем или чем будет этот предмет, например, в сказке «Теремок» или «Курочка Ряба». Важно, чтобы каждый раз получалась законченная история, а ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же предметом. Замечательно! Продолжаем играть!
Игра «Исправь ошибку»
И снова я-мама, вы-дети. Я произношу предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку. Например: «Мел белый, а сажа жидкая.» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная.» «Мел твердый, а сажа мягкая.»
Примерный речевой материал:
-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.
-Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.
-Лиса хитрая, а Колобок желтый.
-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.
Спасибо, уважаемые родители! Вы прекрасно справились с заданиями.
Что же, коллеги, в заключении хочу подчеркнуть, что дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ -технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!».
Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по основной образовательной программе, а также дополняет её с получением большей эффективности в результатах.
Дерзайте! Играйте вместе с детьми! Спасибо за внимание!
Литература:
Д.Б.Эльконин. Избранные психологические труды. М., "Педагогика", 1989
И.Н.Мурашковска, Ю.С.Мурашковский. Некоторые приемы и проблемы воспитания детей самого младшего возраста.