В: Ребята отгадайте загадку: Очень странный старичок, Вместо носика -сучок! По лесу гуляет- Лес он охраняет. А зовётся старичок... Старичок... (ЛЕСОВИЧОК)
Ребята, посмотрите какой грустный старичок-лесовичок.
- Чем он так расстроен? Сейчас узнаем, он нам принес записку от жителей
ближнего леса. Воспитатель читает:
«Зима не хочет уходить из леса. Не уступает дорогу весне. Что нам делать?»
В: Давайте, сначала прогоним зиму.
Дети: «Уходи скорей зима!
Ведь весне прийти пора
Перестань скорее злиться,
Мы устали холодиться».
В: Весна – это праздник пробуждения природы. Все живое население лесов лугов, полей, озер, рек тянется к теплу, к солнечному свету и ждет от весны радости и милости.
В русских народных потешках так говорили:
«Весна, весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью
С солнцем горячим,
С дождем обильным,
Принеси урожай
В наш счастливый край!»
Зима ушла, но солнце греет слабо, нередко по утрам мороз. Но днем начинает звенеть веселая капель. Покажите, как звенит капель. Сначала медленно, а потом все быстрее. Вы будете говорить, «кап-кап-кап», а ритм я буду задавать рукой. Послушайте стихотворение о капели:
Кап-кап-кап, - капель звенит, (ритмично хлопают в ладоши)
Словно с нами говорит (ритмично хлопают ладонями по ногам)
Плачут от тепла сосульки,
И на крышах талый снег (собирают «слезы» в ладошку)
А всех людей весною
Это вызывает смех (поворачиваются вокруг себя).
Потекли веселые ручейки. Они повсюду, бегут, поют, всех видят.
Беритесь за руки, а я встану в самом начале ручейка. Бежим и внимательно
смотрим вокруг.
В: Я буду читать стихотворение, а вы представляйте и вместе со мной произносите слова, которые повторяются. (Дети вместе с воспитателем двигаются змейкой).
Стихотворение «Пришла весна».
«Улыбаются все люди -
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна
По лугу, лесу и полянке
Идет, идет, идет
На солнышке скорей погреться
Зовет, зовет, зовет.
И в ручейке лесном задорно
Звенит, звенит, звенит
По камушкам в реке широкой
Журчит, журчит, журчит.
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов, цветов
И все живое сразу слышит
Весенний зов!
В: набегался ручеек, устал.
Давайте, немного отдохнем.
Работа по картинно – графическому плану.
В: Какое сейчас время года?
Как называется первый месяц весны? второй? третий?
Воспитатель вывешивает картинно-графический план.
Солнце (чаще появляется, греет, припекает, ярко светит)
Небо (голубое, высокое, чистое),
Облака (легкие, белые)
Деревья (оживают, просыпаются)
Почки на деревьях (Почки начинают набухать)
Снег тает, темнеет.
Появляются сосульки. Днем с них капает вода. Как называется это явление в природе? (Капель).
Какой день весной? (День длиннее, а ночь короче).
Что происходит с птицами? животными? (Прилетают грачи, просыпается медведица у нее появляются детеныши, заяц, лиса, белка, волк – линяют).
Все эти явления происходят в марте.
Как называется этот период весны? (Ранняя весна).
В: А теперь мои ребятки отгадайте-ка загадки.
- Белое одеяло всю землю укрывало
Весной солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
- Бегут, звенят, в речку хотят. (Ручьи).
- Желтый мяч на голубом платке катается, людям улыбается. (Солнце).
- Белая морковка вниз головой повисла. (Сосулька).
- Домой прилетают, гнездо свивают, песни распевают, лето поджидают (Птицы).
Игра в кругу. (Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом):
ручей-ручеек,
лужа-лужица,
снег-снежок,
солнце-солнышко,
дерево- деревце,
туча-тучка.
Скажи, чего много? (образование существительных множественного числа):
лужа-луж,
снег-снега,
туча-туч,
дерево-деревьев,
ручей-ручьев,
проталина-проталин.
Физкультминутка:
На полянке поутру мы затеяли игру (дети стоят в кругу)
Я - подснежник, ты вьюнок.
Раз, два, три, четыре -
Раздвигайте круг пошире (расходятся).
А теперь мы ручейки, побежим вперегонки (бегают)
Прямо к озеру спешим, станет озеро большим.
Становитесь в круг опять - будем в солнышко играть (снова становятся в круг)
Мы веселые лучи, мы резвы и горячи.
Составление рассказа детьми по картинно-графическому плану.
Примерный рассказ:
Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Небо
весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые, перистые (как перышки). Деревья весной просыпаются. На деревьях появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая. Весной прилетают птицы. Птицы поют, щебечут, чирикают, вьют гнезда, ищут корм. Просыпаются весной звери. Они линяют, прыгают, бегают, ищут пищу. Люди рады весне. Они надевают весеннюю одежду, копают, сеют, сажают.
Упражнение на развитие графических навыков.
В: у старичка-лесовичка есть волшебная палочка. Мы сейчас нарисуем ему
дорожку, по которой он пойдет в лес и отнесет все ваши рассказы. Так с вашей помощью в лес придет весна.