Оборудование и материал : стаканчики, разноцветные краски, вода, теплая, холодная, сахар, ложечки, клеенка.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Она и в озере, она и в лужице, она и в чайнике, у нас кипит. Она и в реченьке бежит, журчит (Вода) (Сопровождается шумом воды).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами больше узнаем о воде, познакомимся с ней поближе. Как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дети: - Люди пьют воду;
-варят еду;
- моют грязные овощи и фрукты;
- каждый день моют руки и лицо;
-поливают растения, чтобы не засохли;
- вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озер, морей и океанов;
- люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, ее свойства. Вы готовы? Тогда в путь!
Опыт №1; «Вода это жидкость»
Дать детям два стаканчика: один пустой, другой с водой.
Воспитатель: что нужно сделать, чтобы в пустом стакане тоже оказалась вода?
Дети: перелить.
Воспитатель: что мы делаем?
Дети: переливаем.
Воспитатель: что делает вода?
Дети: она льется.
Воспитатель: почему она льется?
Дети: вода льется, потому что она жидкая.
Воспитатель: итак, какая же вода? (жидкая). Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт №2: « У воды нет запаха».
Предлагаю понюхать воду.
Воспитатель: Дети , чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №3: « У воды нет вкуса». Предлагаю попробовать воду.
Воспитатель: Ребята, скажите, есть ли у воды вкус? (ответы детей). Правильно, у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода».
Опыт №4 « Вода прозрачная».
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете , почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети: Вода прозрачная, а молоко – нет.
Воспитатель: Ребята, а скажите пожалуйста, что было бы , если бы речная вода была непрозрачной ? А как в сказках : молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что, многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоемы загрязнять нельзя.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик песенку поет: ( Дети свободно встряхивают кистями рук)
Кап, кап.
Только кто ее поймет? (Недоуменно разводят руками )
Кап, кап.
Не поймем ни я, ни ты, (Показывают на себя, на соседа)
Но зато поймут цветы (Изображают пальцами, как распускаются цветы)
И весенняя листва, (Удерживают руки перед собой)
И зеленая трава…(Сидя на корточках, шевелят пальцами, словно гладят траву)
Лучше всех поймет зерно, (Показывают, как держат в руках зерно)
Воспитатель: Мы немножко отдохнули, и теперь продолжим.
Опыт №5 « Вода растворитель»
На столе два блюдца в одном – обычный песок, а в другом – сахарный песок. Два стакана с водой. Опыт проводит воспитатель.
В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворяется.
Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился. Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.
Воспитатель: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.
Опыт №6 «Вода растворитель»
На столе расставлены краски, стаканы с водой, кисти.
Воспитатель: А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? ( она окрасилась ).Какую краску растворили , такой цвет и получили. Значит вода растворитель.
Итог: Уважаемые исследователи, проделав наши опыты , мы с вами узнали много интересного о таком веществе, как вода . Какая бывает вода? ( ответы детей ). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества.
Мы привыкли что вода, наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить, без воды нам не прожить.
Воспитатель: А теперь поднимите «солнышки» , кому было интересно делать опыты, а кому трудно – «тучку».