Просмотр содержимого документа
«Консультация «Адаптация в детском саду»»
Консультация для родителей «Адаптация в детском саду»
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать». Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в детском саду. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Легкая. Длится от 1 до 16 дней.
Средняя. Длится от 16 до 32 дней.
Тяжелая. Может длиться до 64 дней.
Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду
Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по утрам, рассмотрим причины, по которым дети плачут. Устраните их — слезы исчезнут.
Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:
не сформированы культурно-гигиенические навыки;
он не умеет самостоятельно играть с игрушками;
режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.
Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому.
Биологические причины:
сильный токсикоз у мамы в период беременности;
осложнения при родах;
болезни в первые три месяца жизни.
Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.
Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.
Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.
Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад.
«Раскройте секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает.
Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня .
Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.
Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.
Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.
Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.
Не надо в присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.
«Наказывать» ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.
Мешать его контактам с детьми в группе: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.