Консультация для родителей «Игры для развития глагольного словаря»
Консультация для родителей «Игры для развития глагольного словаря»
Нашу беседу о развитии словарного запаса у детей продолжим, рассматривая проблемы развития глагольного словаря и игры, которые помогут его развить и обогатить.
Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку действия является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Игры для развития глагольного словаря»»
Консультация для родителей «Игры для развития глагольного словаря»
Нашу беседу о развитии словарного запаса у детей продолжим, рассматривая проблемы развития глагольного словаря и игры, которые помогут его развить и обогатить.
Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку действия является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета.
Дети понимают значение очень многих глаголов, однако в их речи преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия (спать, ходить, ехать, купить, рисовать, носить). Слова эти употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений. Дети часто заменяют глаголы, используя похожие по значению, не понимая точного смысла, которое приобретает слово с приставкой (прийти – зайти, подойти) либо вместо глагола – антонима используют этот же глагол с приставкой «не»: брать – не брать (давать), говорить – не говорить (молчать).
Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с другой, а также выделять оттенки значений. Нарушения актуализации словаря у дошкольников проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает.)
Безусловно, самой интересной деятельностью для ребенка является игра. Именно поэтому целесообразно использовать различные варианты игр: обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребенка (речевые – с мячом, с другими предметами и двигательно-словесные); предполагающие манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность. Во время этих игр очень удобно активизировать словарь глагольный словарь. Можно играть в игры и рассматривая картинки, занимаясь хозяйственными делами, наблюдая за происходящим в окно машины, поезда, отдыхая в парке и т. д. Главное, внимательно прислушаться к речи своего ребёнка, понять, где есть проблема и пытаться решить её. Надеюсь, моя статья поможет Вам в этом.
Игра «Что умеет человек?» поможет ребёнку уточнить названия выполняемых действий, запомнить эти слова.
Предложите ребёнку назвать действия, которые сегодня выполнял он сам, мама, папа, другие члены семьи:
Дидактическая игра «Что для чего?». Логопед спрашивает:
— Для чего человеку руки? (Чтобы брать, мыть, резать и т.д.)
— Для чего человеку ноги, глаза, уши и т.д.?
Если ребёнок затрудняется в назывании глаголов, то предложите ему сначала договорить фразу: •
Дидактическая игра «Что делает птица?». Зернышки (что делает?) клюет… воду ... пьет, гнездо ...вьет, яички ... несет, птенцов ... высиживает, песни ... поет, на юг ... улетает.
Игра с мячом потребует распределения внимания ребёнка, немного усложнит задачу:
Игра с мячом «Что чем делаем?» (ножом — режем, пилой — пилим, карандашом — рисуем...).
По любой теме, обсуждаемой с ребёнком можно поиграть в игру, упражняющую его в употреблении глаголов единственного и множественного числа, так как во время словоизменения дети зачастую неправильно ставят ударение:
Игра с мячом «Добавь слово»(Утка плавает, а утки ... плавают. Гусь шипит, а гуси ... шипят... Машина едет, а машины …Самолёт летит, а самолёты… Лист падает, кружится, а листья…...).
Игры с перебрасыванием мяча
1. “Что происходит в природе”
Человек легко находит,
Что в природе происходит.
Солнце (что делает?) – светит, греет.
Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.
Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.
От глагола ХОДИТ можно образовать целый ряд “родственных” глаголов с новыми значениями: входит, выходит, уходит, заходит, подходит, отходит, переходит, проходит. Значение приставок легко объяснить, выполняя эти действия вместе с ребёнком, озвучить их. Если ребенок поймет смысловое значение этих приставок, то при их помощи он сможет подобным же способом образовывать новые слова и от других глаголов. Чтобы ребенку легче было понять смысловые значения различных глагольных приставок, нужно поупражнять его в образовании различных глаголов при помощи одной и той же приставки.
С- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть делать – сделать),
Для уточнения смысла слов можно использовать такую игру:
Уточните с ребенком значения глаголов: Что можно отрезать? (Кусочек ткани, бумаги, хлеба.)
Что означает изрезать? (На мелкие кусочки всю ткань, бумагу.)
Что можно вырезать? (Картину, узор.)
Что можно перерезать? (Веревку, нитку.)
Что можно срезать? (Шляпку гриба, капусту.)
Что означает надрезать? (Разрезать не до конца.)
Что означает дорезать? (Разрезать, например, до конца ткань.)
Что можно измерить? (Длину, ширину, высоту.)
Что можно примерить? (Платье, пальто.)
Что можно отмерить? (Ткань, например, когда ее покупают.)
Какую пословицу часто вспоминают, предупреждая людей не торопиться? (“Семь раз отмерь, один раз отрежь”,)
Обратите внимание ребёнка, что все эти слова имеют общее главное слово – «резать».
Предложите ребёнку по глаголам определить о чём или о ком идёт речь. Сначала лучше брать слова по одной теме (птицы, овощи, части тела, транспорт) а затем по разным.