«Концепции устойчивого развития России» Исследовательская деятельность старших дошкольников.
«Концепции устойчивого развития России» Исследовательская деятельность старших дошкольников.
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования, экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации Концепции устойчивого развития согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к устойчивому развитию является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей и природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Концепции устойчивого развития России» Исследовательская деятельность старших дошкольников.»
«Концепции устойчивого развития России»
Исследовательская деятельность старших дошкольников.
Авторскаяпрограмма
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования, экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации Концепции устойчивого развития согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к устойчивому развитию является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей и природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Анализ данной ситуации позволил выявить противоречия между:
необходимостью внедрения системы непрерывного экологического образования в образовательный процесс ДОУ и отсутствием программ дополнительного образования.
потребностью образовательной практики в высоком уровне экологической компетентности всех участников образовательного процесса и низким уровнем просвещения педагогов и родителей по данной теме.
В связи с этим актуальным представляется решение проблемы - необходимости внедрения системы непрерывного экологического образования в образовательный процесс посредством использования дополнительной программа экологической направленности. В целях решения обозначенной проблемы разработана рабочая программа экологической направленности для воспитанников старшего дошкольного возраста «Лаборатория природы».
Рабочая программа по экологическому воспитанию «Лаборатория природы» построена в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и реализуемыми образовательными программами: содержание соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; основывается на комплексном принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в НОД, а также самостоятельной деятельности детей в соответствии со спецификой дошкольной образовательной организации; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ребенку ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс программы «Лаборатория природы» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира, помогает воспитаннику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородного города, родной страны и планеты Земля.
В ходе изучения программного материала старшие дошкольники овладевают основами экологических знаний о природе и обществе, учатся осмысливать элементарные причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс программы способствует формированию у старших дошкольников основ экологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить простейшие опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и правила здорового образа жизни.
Гипотеза рабочей программы: применение рабочей программы экологической направленности «Лаборатория природы», позволит повысить уровень экологической грамотности, сформирует основы мировоззрения воспитанников старшего дошкольного возраста.
Цели образовательной деятельности определены требованиями государственной политики в области образования, запросом родителей (социальный заказ), профессиональными интересами педагогов, накопленным опытом и традициями МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма».
Изучение курса «Лаборатория природы» направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
образовательные:
- дать обобщенные представления о жизни животных и растений, их разнообразии; о взаимосвязях живой и неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
- научить детей простейшим правилам поведения в природе;
развивающие:
- развивать внимание, память и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
воспитательные:
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь животных и растений;
- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок.
Ожидаемые результаты:
Исследовательские умения:
Приобретение практических экологических и природоохранительных навыков;
Выполнение простейших экологических исследований в условиях ДОУ.
Организационно – пропагандистские умения:
Исполнение практических дел по охране природы;
Пропаганда здорового образа жизни.
Поведенческие умения:
Формирование умений правильного поведения в природе.
Опознавательные умения:
Распознание объектов природы.
5. Воспитанники должны уметь наблюдать за природными явлениями, за взаимосвязями живых организмов и объяснять увиденное.
6. Воспитанники должны проявлять бережное отношение к живым организмам.
7. Развивать в процессе общения память, внимание, речь, мышление, эмоционально – волевую сферу. Развивать умение анализировать глобальные, региональные экологические проблемы.
Принципы организации образовательного процесса, реализующиеся в рабочей программе «Лаборатория природы», таковы:
Принцип единства (все мы являемся частью природы).
Непрерывности и системности содержания, в котором материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности.
Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способах действия.
Формирования способностей: рефлексии, коммуникативность, самооценки, экзистенционализма и т. д.
Предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.
Рационального сочетания разных видов деятельности (интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки.
Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей, эмоциональную и мотивационную сферу.
Сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
Принцип смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие).
Принцип сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании).
Принцип уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь или по крайней мере на борьбу за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас в настоящее время или от его потенциального использования в будущем).
Принцип уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или будем иметь, в конечном счете, идет от Солнца и Земли; Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет).
Принцип права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю, по крайней мере, такой же, если не лучше, чем она была для нас).
Принцип: непосредственный опыт – лучший учитель (чтобы любить, лелеять и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы).
Принцип: люби свой родной край, страну (изучайте и любите природу своего края, страны, живите в согласии с ней. Ступайте по Земле с осторожностью.
Основные направления рабочей программы «Лаборатория природы»:
Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: экологические игры, игры- путешествия. Игровое направление предполагает широкое и постоянное использование игровых обучающих ситуаций.
Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) – совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Эколого-оздоровительное направление реализуется через регулярные, экскурсии, походы в ближайшее природное окружение, экологические десанты.
Экологическая безопасность направление – широко используются различные ситуации, беседы, проблемные вопросы.
Система работы с детьми в старшей и подготовительной группе:
создание эколого – развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы);
совместная деятельность воспитателей, детей и родителей (акции «Накормим птиц зимой», «Насекомые - посланники природы», «Сохрани цветок», фотоальбомы по группам «Жизнь в солнечной стране», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению кормушек для птиц и др.);
выращивание зелени в зимнее - весенний период («огород на окне»);
игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;