kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кукла –крупичница как средство воспитания толерантности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кукла –крупичница как средство воспитания толерантности

Вид проекта:познавательно-творческий

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации проекта: 5 дней

Проблема: дети мало информированы о культуре, образе жизни и традициях российского народа.

План работы

Цель: воспитывать чувство толерантности у детей подготовительной группы

Задачи:

1. Создание куклы – крупичницы, вовлечение родителей;

2. воспитание чувств толерантности и взаимоуважения;

3. привлечение детей к активному участию в  национальных играх;

4.  совершенствование творческих навыков детей.

5. развитие памяти, мышления и речи

Предполагаемый результат:

- Создание кукол-крупичниц в костюмах различных наций России;

- активное сотрудничество с родителями при решении задач проекта;

Подготовительный этап:

1. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрационный материал, фотографии, материал для шитья косюмов. 

 2. Наработать и систематизировать материал, доступный для  детей     подготовительной группы дошкольного возраста по воспитанию положительных моральных норм по отношению к культуре, быту, обычаям народов России

2.Донести до участников проекта важность данной проблемы.

Основной этап:

Беседы с детьми: «Знакомство с куклой-крупичницей»,  «Национальная одежда»; «Технология  изготовления куклы - крупичницы» шитье кукол, чтение рассказов разных национальностей, совместно с родителями изготовление народных костюмов.

Прослушивание национальной музыки

Национальные игры чувашская-лошадки, русская – барашеньки, татарская- хлопушки

Заключительный этап

Обобщение результатов работы: «Выставка детского творчества», рассказы детей о своей кукле и о ее национальном костюме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кукла –крупичница как средство воспитания толерантности»

Кукла –крупичница как средство воспитания толерантности

Вид проекта:познавательно-творческий

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации проекта: 5 дней

Проблема: дети мало информированы о культуре, образе жизни и традициях российского народа.

План работы

Цель: воспитывать чувство толерантности у детей подготовительной группы

Задачи:

1. Создание куклы – крупичницы, вовлечение родителей;

2. воспитание чувств толерантности и взаимоуважения;

3. привлечение детей к активному участию в национальных играх;

4. совершенствование творческих навыков детей.

5. развитие памяти, мышления и речи

Предполагаемый результат:

- Создание кукол-крупичниц в костюмах различных наций России;

- активное сотрудничество с родителями при решении задач проекта;

Подготовительный этап:

1. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрационный материал, фотографии, материал для шитья косюмов.

2. Наработать и систематизировать материал, доступный для детей подготовительной группы дошкольного возраста по воспитанию положительных моральных норм по отношению к культуре, быту, обычаям народов России

2.Донести до участников проекта важность данной проблемы.

Основной этап:

Беседы с детьми: «Знакомство с куклой-крупичницей», «Национальная одежда»; «Технология изготовления куклы - крупичницы» шитье кукол, чтение рассказов разных национальностей, совместно с родителями изготовление народных костюмов.

Прослушивание национальной музыки

Национальные игры чувашская-лошадки, русская – барашеньки, татарская- хлопушки

Заключительный этап

Обобщение результатов работы: «Выставка детского творчества», рассказы детей о своей кукле и о ее национальном костюме.









1 день «Знакомство с куклой-крупичницей»

Методы работы: беседа с детьми, рассказ воспитателя, работа с родителями, наглядный метод.

1.

  1. Кто знает, что это за кукла? (иллюстрация)

  2. Зачем она нужна?

  3. Из чего состоит? (иллюстрация)

  4. Кто ее изготавливал?

  5. Можно ли с ней играть детям?

2. Рассказ на тему «История создания куклы-крупичницы»

Эта кукла старинная насыпная и обрядовая кукла, связанная с ритуалами уборки урожая. После уборки урожая из нового зерна изготавливали - основу будущей куклы - куклу Зернушку, засыпая крупу в мешочек-куклу Крупичницу. Так как отношение к обрядовым куклам было особое, то и Крупичницу обрежали потеплей и поплотней. Если же наступали голодные времена, приходил чёрный день, то зерно из распущенной куклы становилось поистине спасительным.

Позднее кукла утратила своё ритуальное значение и превратилась просто в подарок по календарным праздникам. Куклу дарили с пожеланием благополучия и добра - чем значимее было торжество, тем больше был объём куклы.

У таких кукол-берегинь нельзя прорисовывать лицо, эти куклы безликие, чтобы невозможно было сглазить куклу, а через нее и достаток в доме, или здоровье хозяина.Для крупенички мешочек, в который будет насыпаться зерно, надо вымочить в соленой воде с часок, затем высушить, не прополаскивая, и прогладить утюгом, а затем уже только засыпать зерно.Это делается для того, чтобы в зерне не завелись разные букашки, которые имеют нахальство заводиться в долго хранящемся зерне.

Собрались мы сделать самую главную куклу-оберег в семье — «Зерновушку»: раньше ее делали для того, чтобы в доме было сытно и богато. Изготавливали, обычно, после сбора урожая на протяжении августа-сентября. В основе такой куклы был мешочек с зернами, собранными с поля, что символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. Иногда, использовали крупу и горох, тогда кукла уже называлась: «Крупеничка», «Горошинка», «Зернушка».

Каждой крупе предавалось определённое значение:

гречихой наполняли на сытость и богатство (традиционно использовали именно это зерно)

рис − был самым дорогим зерном, на праздник

перловка − на сытость

овес − на силу.

  При желании можно и все крупы использовать, а на дно куклы положить монетку.

 Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы, верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным.

Ставили куклу и на ларь с мукой. Первые горсти отборного зерна для посева брали именно из «Зерновушки». После уборочной страды куклу-мешочек опять наполняли отборной крупой или зерном нового урожая.

  Простая на внешний вид куколка - крупичница но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Святки, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Пришедшите гости сразу обращали внимание на куклу-крупичницу она соответствовала достатку семьи. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян.

3. Работа с родителями о сборе крупы и ткани для создания куклы.



































2 день «Представление технологии создания куклы-крупичницы»

Методы работы: рассказ воспитателя с использованием наглядного материала по данной теме, работа с родителями.

1.Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. На туловище-мешочке выделяли голову без лица, она повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла - зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.

Первоначально Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи. Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение к ней было особым. К концу Х1Х века для наполнения стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились Зерновушки и Горошинки. Эта кукла старинная насыпная игрушка.–

В основе заготовки тряпичной куклы могла быть обычная ветошь, а могло быть зерно или крупа (тогда она называлась «Зернушкой» или Крупичницнй)

Материал для работы:

1. Лоскут льняного холста или двунитки для тела 25 х 20см. – 1 шт. 

2. Лоскут яркой ткани для юбки (понёвы) 10 х 20см. – 1 шт. 

3. Лоскут светлой ткани в мелкий рисунок для рубахи 10 х 25см. - 1 шт. 

4. Лоскут темной ткани для душегреи 10 х 40см. - 1 шт.

 5. Треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 30 х 30см. – 1 шт.

 6. Тесьма под косынку – 10 см. 

7.Тонкое шитье под косынку – 10 см. 

8. Шитье или кружево, или яркая полоска ткани 7 х 10см. для фартучка – 1 шт. 

9.Тесьма для пояса – 40см. 

10.Гречка или пшеница – 600 гр.

 11.Нитки разных цветов. 

12.Иголка. 

13.Ножницы.

А мы будем на нашу крупеничку надевать одежду разных национальностей России.

2. Работа с родителями – подготовить с ребенком рассказ о конкретном национальном костюме. Не более 5 предложений.

3. Повторение техники безопасности с ножницами и иглой.







3день «Изготовление куклы - крупичницы»

Методы работы с детьми: беседа о технике безопсности, практический метод через создание куклы-крупичницы, метод музыкального сопровождения, создающий эмоциональный фон и настроение, наглядный метод.

  1. Повторение техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

  2. Изготовление куклы – крупичницы с опорой на наглядный материал.

  3. Рассказы детей, подготовленные с родителями о национальных костюмах.

  4. Вовлечение родителей в работу – создание с детьми национального костюма.



































4 день «Оформление выставки кукол-крупичниц в национальных костюмах России»

Методы работы: опрос, игровой метод.

  1. Выступление детей с представлением своей куклы и ее национального костюма.

  2. Разучивание национальных игр народов России.

Хлопушки (Абакле)

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.

Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп - сигнал такой

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.



Лошадки (Лашасем)- один из игроков выбирается покупателем, остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам и спрашивают: « Кто хочет быть моей лошадкой?» Лошадки выбирают хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:

-Лошадь продается?

-Продается!

-Сколько стоит?

-Триста рублей.

И три копейки не дам.

Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится ее хозяином.

Правила игры. В игре могут быть два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошади первым, то меняется ролями с хозяином.

Игра «Барашеньки - Kpyтороженьки»

Дети двигаются по кругу, держась за руки. Передают шагами ритмический рисунок. Мальчик, изображающий Ваню, прогулочным шагом идет в центре круга в обратную сторону. Повернувшись в круг, дети имитируют игру на скрипочке. При дразнилке разводят руки в стороны, показывая на Ваню. На последней фразе дразнилки поворачиваются в круг спиной и разбегаются по залу. Первого кого Ваня поймает, станет следующим ведущим.

Барашеньки - крутороженьки по полям ходили,

По долам бродили, в скрипочку играли,

Ваню потешали:

Ваня, Ваня простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

3.Беседа на повторение состава национальных костюмов






























5день «Российская семья» (Открытое занятие)

  1. Приветствие с тактильным восприятием на русском языке-здравствуйте, татарском-исенмесез, цыганском-добридин с передачей хлопка и слова приветствия по кругу.

  2. Загадка: Ей меняю я наряды, 
    Спать кладу, гулять вожу, 
    Расчешу и если надо, 
    Бант красивый повяжу. 
    С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? 
    (Кукла)

  3. Беседа.

-А мы с вами какую куклу изготовили? (Крупичницу)

-Из чего ее изготавливают? (из отборной крупы)

-В какое время года делали? (Осенью-сентябрь после уборки урожая)

-Зачем ее изготавливали? (Кукла-берегиня (оберег))

-Можно ли прорисовывать лицо? Почему? (нет, считалось что могли ее сглазить)

-может кто-то расскажет как и из чего мы ее изготовили? (рассказ детей)

4. «Российская семья»

Живут в России разные

Народы с давних пор

Одним - тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один - черкеску носит.

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой – готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим – милей – весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна!

                                      Степанов.В

5. Игры в национальные игры: татарская, русская и чувашская народные игры.

6. У всех народов есть свои не только игры и песни, но и сказки.

А какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей)

Но ведь есть еще и авторские сказки. Я теперь прочитаю вам сказку, которую написал русский мальчик, которому 8 лет он ее сочинил сам.

*Дерево живет корнями, а человек друзьями

7. «Сказка о дружбе народов» 

Жил-был на свете русский богатырь Никита. Жил весело, и было у него много друзей.

Полюбил он однажды царевну и захотел на ней жениться. А царевна ему сказала, что выйдет за него замуж, если достанет он ей обручальное кольцо – перстень самоцветный. Перстень тот хранится у Змея Горыныча в башне до самых облаков. Вокруг той башни огненная стена, вокруг той стены кипящая река.

Делать нечего, пошел Никита искать – добывать самоцветное колечко. Долго ли, коротко ли он искал, набрел, наконец-то на кипящую реку. А перебраться через неё не может. Вернулся грустный на отчизну.

Встретил по дороге его давний друг армянин Арам и спрашивает:

– Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – через кипящую реку не перебраться. – отвечает ему Никита.

– Не печалься, друг, – говорит ему Арам, – построю тебе я каменный мост через кипящую реку.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо и пошел через мост колечко добывать. Перешел он реку и остановился – перед ним стена огненная. Ходил – ходил богатырь вокруг да около, так ни с чем домой вернулся.

Встретил по дороге друга своего закадычного – калмыка Басанга, тот его и спрашивает:

– Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – через огненную стену не перебраться – отвечает ему Никита.

– Не печалься, друг, - говорит ему Басанг, – дам тебе коня, перенесет он тебя через огненную стену.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня и поехал. Разбежался конь ретивый и перепрыгнул через огненную стену. Скачет дальше – видит башню до облаков, а под ней Змея Горыныча о трех головах. Да, голыми руками такого не одолеть. Пришлось снова воротиться в родную сторонку.

Встретил по дороге друга своего, казаха Тагира, тот его и спрашивает:

– Что, друг Никита, не весел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – Змея Горыныча голыми руками не одолеть. – отвечает ему Никита.

– Не печалься, друг, – говорит ему Тагир, – дам я тебе меч богатырский, вмиг им змея одолеешь.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня, взял меч и поскакал Змею Горынычу головы рубить.

Одолел он Змея, а в башню – то попасть не может: нет в ней двери, только окошечко под самыми облаками. Снова богатырь домой вернулся.

Встретил по дороге друга своего старинного – татарина Рустама, тот его и спрашивает:

– Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – в башне оно, окошечко под самыми облаками.

- Не печалься, друг, - говорит ему Рустам, - дам я тебе веревку сто верст длиной, да лук тугой, привяжи веревку к стреле да пусти её в небо. А как зацепится стрела за башню, влезешь по веревке в окошечко.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня и поскакал к башне. Натянул тугой лук и пустил в небо стрелу, а как зацепилась она крепко за башню, залез по веревке в окошечко.

Очутился он в комнате, а в той комнате мешок золота и перстень самоцветный. Взял он и то, и другое. Вернулся он на родину, женился на царевне, а золото раздал друзьям.

8. Словарная работа по сказке

9. «Лучшее богатство»

 По-разному люди в стране нашей жили,

Но верой и правдой Отчизне служили.

Дороже любого другого богатства

Ценились всегда у нас скромность и братство.

Есть слово такое хорошее – «наш».

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кукла –крупичница как средство воспитания толерантности

Автор: Соколова Екатерина Александровна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312549


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства