kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Мини-музей» - как форма духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольника. «История старинных вещей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейная педагогика- это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия посетителя и музея.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Мини-музей» - как форма духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольника. «История старинных вещей».»


Ивонина Зоя Валерьевна

воспитатель дошкольного учреждения

МАДОУ №86 г. Березники


«Мини-музей» - как форма духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольника. «История старинных вещей».


«В процессе обучения должны быть задействованы

ум, сердце и руки ребенка». И. Г. Песталоцци.

Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как обра-зовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции мини-музеи вполне реально.

Цель музейной педагогики - создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики: формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики; обогащение предметно-развивающей среды ДОУ; формирование у дошкольников представления о музее
развитие познавательных способностей и познавательной деятельности; формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).

В нашем городе не очень много музеев. Из бесед с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз, да и родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи. Решение данной проблемы мы нашли в создание мини-музеев в рамках детского сада. На сегодняшний день происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является мини - музей. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.

Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа); выбор помещения (количество посетителей и экспонатов); сбор экспонатов; оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности); разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники).
Хочу поделиться своим опытом по созданию мини-музея в условиях ДОУ. Интерес к данному направлению возник в связи с заинтересованностью детей музейным делом во время посещения краеведческого музея.

Мини музей - это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности.

Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, ко всем предметам свободный доступ, можно брать экспонаты в руки, потрогать, «ощутить». Считаю, если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, то интерес к нему ослабевает, предмет становится частью окружающего фона, а сама экспозиция не решит поставленных задач.

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

- У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Конкурс мини-музеев в нашем дошкольном учреждении связан с реализацией краевого проекта «3D музей» и проведением городского фестиваля «Я поведу тебя в музей».

Наш музей возник не спонтанно, не случайно. Мама одной из воспитанниц предложила принести вещи, которые лежат у них с прошлого века. Она посчитала нужным показать детям те вещи, которые важны для их семьи. Эти вещи бережно хранятся уже более 60 лет в их семье, вещи их прадедушек и прабабушек. Когда эти реликвии принесли в детский сад, мы были удивлены, насколько вещи были старые, но так хорошо сохраненные.

Когда в детском саду объявили конкурс мини-музеев - «Мы отрываем свой музей», мы нисколько не сомневались, какой музей мы создадим. Вещи старые, хрупкие, бережно хранимые в чудном чемоданчике, тоже тех времен, были бережно рассмотрены детьми. Некоторые вещи дети видели в своей жизни впервые. Сколько было вопросов!!! Дети рассматривали каждую вещь, предполагали, для чего она была нужна, расспрашивали хозяйку, аккуратно прикасались к каждой реликвии.

Мини-музей в рамках конкурса посмотрели дети старших групп, посетили его и наши родители. В рамках совместного мероприятия «Открытие мини-музея» некоторые бабушки вспомнили и про свои вещи, которые у них хранятся до сих пор и имеют определенную ценность для семьи. Рассказ был увлекательным, интересным, очень содержательным. На встрече было рассказано много интересных необычных историй о каждой вещи - откуда она появилась в их семье, почему так бережно хранима до сегодняшних дней. В нашем музее были вещи уникальные! Например, автографы космонавтов Леонова и Поповича в военном билете прадедушки.

Наш музей был создан с учетом современных требований, дополнен информацией о каждой вещи, оформлены исторические справки, разработаны виртуальные экскурсии, которые воспитатели могут использовать в своей работе.

Наш музей - это история одной семьи. Бережно хранимая, почитаемая, вечная. Мы решили, что на этом можно не останавливаться…и предложили другим семьям показать те вещи, которые хранятся в их семьях, как символы определенной эпохи. Мы уверены, что современным детям полезно будет познакомиться с предметами старины, обратить внимание на то, как люди почитают, хранят и интересно рассказывают о каждом предмете. Ведь история каждой вещи уникальна.


Традиции семьи храня,

Мы память чтим и свято бережем,

Всё, что досталось от далёких предков,

Мы в маленьком музее соберём!



Список использованной литературы.


  1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. -2013.-№2.

  2. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008.

  3. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников. Дошкольное воспитание.-2007.- №10.

  4. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени.- Дошкольное воспитание. -2008.- №3.

  5. Статьи интернет-ресурсов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ивонина Зоя Валерьевна

Дата: 09.01.2020

Номер свидетельства: 535020


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства