Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие на тему: «Я и мои друзья» »
Открытое занятие на тему:
«Я и мои друзья»
Цели:
Познакомить детей с историей происхождения и устройством самовара, традициями чаепития, целебными свойствами чая.
Учить детей правилам этикета.
Прививать навыки ЗОЖ.
Расширять уровень знаний о русских традициях и быте.
Продолжить знакомство с народным декоративным искусством.
Оборудование: картины самоваров, старинный самовар.
Стол накрыт: самовар, чайный сервиз, угощение.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель:
Дети, я сейчас загадаю вам загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит-
Всем чай пить велит.
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, это самовар. А у вас дома есть у кого-нибудь самовар?
Ответы детей
Воспитатель:
Дети, самовар – старинное русское изобретение. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским.
Внешний вид самоваров был разным, потому что каждая фабрика – производитель старалась придумать свой, непохожий на других самовар.
И были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.
Самовар – это символ семейного уюта, дружеского общения. Недаром в народе говорили: «печка – матушка» да самовар – батюшка».
Дети, а вот посмотрите, какой у нас есть старинный самовар. А как же пользоваться таким самоваром?
Ответы детей.
Воспитатель:
Дети, в гостях у нас самовар. Сейчас он расскажет, как же им пользоваться.
Самовар:
В трубу, которая находится внутри меня, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный угол, поджигали лучиной и разжигали огонь. Вскоре вода закипала. На верху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
Воспитатель:
Дети, вода в таком самоваре долго оставалась горячей.
На смену старинным самоварам пришли электрические чайники и электрические самовары. А теперь посмотрите, какие разнообразные самовары делали мастера.
(Показ иллюстраций)
Дети, а сейчас мы с вами на время побудем художниками и распишем наши самовары так, как нравится вам.
(раскрашивание самоваров)
Физкультминутка
Дети, а сейчас мы с вами отдохнем.
Кисти рук подняты на уровне шеи, концы пальцев соединены, изображают крышу.
Стоит в поле теремок (пальцы раздвинуты в стороны)
На двери висит замок (пальцы переплетены в замок)
Открывает его волк (движения согнутыми кистями влево – вправо)
Дерг-дерг, дерг-дерг (движения сомкнутыми кистями к себе – от себя)
Пришел Петя – петушок, и ключом открыл замок (пальцы рук размыкаются, руки занимают исходное положение)
Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор.
Традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась и до наших дней. Сейчас трудно представить наш завтрак без чашки чая. Чай – прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.
Ученые установили, что чай укрепляет иммунитет, усиливает сопротивляемость организма к различным инфекциям, снимет головную боль, устраняет расстройства желудка. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет
С благодарностью весь мир
Славит чудо – элексир.
Воспитатель:
Дети, о чае и чаепитии есть много стихов в и песен. Одну из них мы сейчас споем.
Песня «Самовар»
Воспитатель:
Дети, а сейчас послушаем советы, как правильно пить чай.
Сахар в чашке размешивают не слишком резко и по возможности бесшумно. (Настя Н.)
Ложечку обязательно вынимают из чашки и кладут на блюдце. (Рома З.)
Пьют чай маленькими глотками, чтобы не обжечься. (Соня С.)