Просмотр содержимого документа
«Проект «Покормите птиц зимой»»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа г.Урюпинск
Волгоградской области
Всероссийский конкурс экологических проектов «Волонтеры могут все»
(Региональный этап)
номинация "Зооволонтерство"
Проект
«Покормите птиц зимой»
Выполнили:
Команда «Эколята - дошколята»
Руководитель:
Воспитатели
МБДОУ «Детский сад №4 «Солнышко»
Акименко О.Н., Волобуева В.В.
г.Урюпинск
Волгоградской области
г. Урюпинск
2024 -2025 г.
Познавательный проект
«Птицы зимой»
Тип проекта: познавательный, игровой.
Вид проекта: познавательно - творческий
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
По времени проведения: Средней продолжительности (с 1 декабря 2024г по 31 января 2025г).
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: Участник от зарождения идеи до получения результата.
Авторы проекта: Акименко О.Н.
Волобуева В.В.
Цель проекта: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
Расширить знания детей о зимующих птицах.
Формировать элементарные экологические знания.
Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Актуальность проблемы: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое: изучение литературы, просмотр презентаций, знакомство с опытом работы других педагогов в СМИ.
Материально – техническое:
Материалы для изготовления коллективной аппликации «На кормушке» (ватман, акварельные краски, цветная бумага); проектор, презентация «Зимующие птицы».
Диагностико – дидактический:
Блиц – опрос с детьми,
Художественная литература,
Конспекты занятий, бесед, рассказов, игр.
Оборудование и материалы для художественно – творческой деятельности.
Этапы работы над проектом:
1 этап - подготовительный
2 этап - основной
3 этап - заключительный
Подготовительный этап
Участники деятельности
Содержание деятельности
Ответственные за выполнение
Воспитатели, дети
Блиц – опрос с детьми
Воспитатели
Воспитатели
Определение темы проекта
Воспитатели
Формулировка цели и разработка задач
Составление плана основного этапа проекта
Воспитатели, дети
Рассматривание картинок, иллюстраций, плакатов с изображением зимующих птиц; беседа о том, как тяжело птицам зимой; беседа о том, как люди помогают пернатым.
Воспитатели
Воспитатели, родители.
Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
Воспитатели
Основной этап
Воспитатели, дети
Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах»,
«Трудно птицам зимовать»,
«Птицы – наши друзья!».
Рассказы:
«Завтрак» по Г.Карпене, «Зимующие птицы» по Г.Скребицкому, «Помогите птицам!», «Подкормка и охрана зимующих птиц» по В.Бианки и В.Строкову.
Воспитатели
Воспитатели, дети
Наблюдения:
Наблюдение за птицами на кормушке.
-Наблюдение за синичками.
-Наблюдение за воробьями.
-Наблюдение за вороной.
-Наблюдение за голубями.
-Наблюдение за птичьими следами на снегу.
Занятие по ознакомлению с окружающим
«Стайка снегирей», «Птицы, которые остаются с нами зимовать».
Занятие по развитию речи «Зимующие птицы»
Воспитатели
Воспитатели, дети
Дидактические игры:
«Угадай птицу по описанию»,
«Каких птиц зимой не увидишь».
«Улетает или нет»
Подвижные игры:
«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль».
Воспитатели
Воспитатели, дети
Занятие по художественному творчеству:
Рисование:
«Птичка на ветке. Снегирь»
Лепка:
«Птички прилетели на кормушку и клюют зерна»,
«Птичка»
Аппликация:
«Птицы на кормушке»
(коллективная работа).
(Приложение 1)
Воспитатели
Воспитатели, дети
Чтение художественной литературы
Чтение:
И.Тургенев «Воробей», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи. Л.Квитко «Смелые воробьи», М.Горький «Воробьишко», В.Левин «Воробьиное купание», Ю.Казаков, «Наши друзья» Г.Ладонщиков.
Отгадывание загадок:
О зимующих птицах.
Воспитатели
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.
Музыка
Слушание:
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
Воспитатели, родители, дети.
Работа с родителями:
«Как и из чего можно сделать кормушки»
«Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»
«Воспитание у детей любви к природе»
Совместная творческая деятельность:
Организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».
Участие в акции «Покормите птиц зимой».
(Приложение 2)
Выставка рисунков детей на тему «Мои пернатые друзья»
(Приложение 3)
Воспитатели
Заключительный этап
Участники деятельности
Содержание деятельности
Ответственные за выполнение
Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Акция «Птичья столовая»;
Оформление памятки в родительский уголок «Покормите птиц зимой»;
Оформление папки - передвижка «Птицы – наши друзья!», «Покормите птиц зимой!»;
Презентация «Зимующие птицы».
Воспитатели, родители.
Выводы:
В результате реализации проекта расширились представления детей о птицах, зимующих в нашем крае, городе. Дети начали осознавать, что птицам необходима помощь человека. Проявление заботы и участие в интересном и полезном деле и доставляет радость детям, развивает добрые чувства, повышаем их самооценку, способствует воспитанию любви и бережного отношения к пернатым друзьям.
Участие воспитанников и их родителей в проекте повысило познавательный интерес к объектам живой природы.
Список литературы:
1.«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой;
2. «Методические рекомендации про организации и проведению прогулок 3-7 лет» А.А.Уланова;
3. «Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаева;
4. «Сценарии занятий по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» О.А.Соломенникова;
5. «С любовью к природе» Б.Б.Запартович, Э.Н.Криворучко.
Приложение 1 Аппликация «Птицы на кормушке» (коллективная работа).
Приложение 2 Участие в акции «Покормите птиц зимой».
П риложение 3 Выставка рисунков детей на тему «Мои пернатые друзья»