Работа с родителями показывает, что они не могут компетентно контролировать выполнение имитационных упражнений, заданных детям на дом, так как не владеют необходимыми навыками и знаниями. Не могут и адекватно оценить качество овладения навыком плавания, корректировать ошибки во время совместного досуга на воде, в частности в летний период. Следовательно, родители не могут быть компетентными помощниками в обучении плаванию детей. Кроме того, умение плавать – жизненно важное умение и овладеть им никогда не поздно и очень полезно. В течение учебного года в учреждении проводится открытые занятия для родителей, где они могут видеть степень освоения навыка плавания их детьми, динамику качества освоения навыка. На таких уроках физинструктор даёт подробные пояснения: как именно должно выполняться то или иное упражнение. Таким образом, родители могут оценить умения и навыки своего ребёнка на текущий момент, сравнить с ранее показанным результатом. Совместное обучение плаванием способствовали популяризации занятий спортивным плаванием, формированию здорового образа жизни и укреплению института семьи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Школа плавания для семьи"»
Инструктор по физической культуре
частного общеобразовательного учреждения "РЖД начальная школа - детский сад № 34"
Тарнакина Мария Владимировна
Проект "Школа плавания для семьи" в рамках Фестиваля педагогических идей дошкольных коллективов "Вернисаж открытий"
В нашем городе создана уникальная база для обучения детей плаванию. Многие детские сады ОАО «РЖД» оборудованы плавательными бассейнами, школы и лицеи ЮУЖД имеют бассейны для обучения плаванию младших школьников.
Дошкольные учреждения плодотворно сотрудничают с общеобразовательными школами. Для обеспечения более профессионального и результативного уровня работы организовано методическое объединение инструкторов по плаванию ДОУ и тренеров-преподавателей.
За многолетние годы существования учреждения было обучено плаванию более 8000 детей, 120 спортсменов I разряда, воспитано 27 кандидатов в мастера спорта, 11 мастеров спорта, 1 мастер спорта международного класса.
Хочется раз подчеркнуть, что влияние плавания на организм человека необычайно благотворно и разнообразно. От всех известных человечеству физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения пловца выполняются в горизонтальном положении. И то, и другое, да ещё в сочетании с плавательными движениями оказывает на организм человека прекрасное оздоровительное действие.
Модернизация образования на всех уровнях требует нового подхода к педагогической деятельности. Сегодня основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.
Я работаю в начальной школе – детском саду № 67 ОАО «РЖД» инструктором по физической культуре с 2011 г., специализируюсь на начальном обучении плаванию.
Анализируя опыт работы, могу сказать, что приобретённый детьми за год обучения навык плавания неустойчив и его качество значительно снижается за летний период, так как учебный процесс прерывается.
Работа с родителями показывает, что они не могут компетентно контролировать выполнение имитационных упражнений, заданных детям на дом, так как не владеют необходимыми навыками и знаниями. Не могут и адекватно оценить качество овладения навыком плавания, корректировать ошибки во время совместного досуга на воде, в частности в летний период.
Следовательно, родители не могут быть компетентными помощниками в обучении плаванию детей. Кроме того, умение плавать – жизненно важное умение и овладеть им никогда не поздно и очень полезно.
Анализ последних тенденций в системе образования, а также анализ общения с детьми и родителями показывает, что роль семьи в формировании ребёнка значительно снизилась. Акценты смещены в сторону школы и педагогов, тогда как ранее ведущую роль в воспитании ребёнка играла именно семья.
В течение учебного года у нас в учреждении принято проводить показательные занятия для родителей, где они могут видеть степень освоения навыка плавания их детьми, динамику качества освоения навыка. На таких уроках физинструктор даёт подробные пояснения: как именно должно выполняться то или иное упражнение. Таким образом, родители могут оценить умения и навыки своего ребёнка на текущий момент, сравнить с ранее показанным результатом.
Обсуждая и анализируя вышеприведённую информацию, мы пришли к выводу, что просто необходимо снабдить родителей некоторым багажом методических знаний, умений и навыков начального обучения плаванию.
Итак, переходим к главному!
Наша идея состоит в том, чтобы организовать
“Школу плавания для семьи”.
Как только мы начали обсуждать эту идею, сразу стало ясно, насколько это актуально:
совместная деятельность детей и родителей значительно улучшит взаимоотношения, взаимопонимание в семье, укрепит авторитет семьи;
родители смогут компетентно содействовать начальному обучению плаванию своих детей, что обеспечит непрерывность обучения и что, в свою очередь, даст возможность улучшить качество освоения навыков плавания;
родители смогут приобрести жизненно важные навыки плавания;
совместные занятия плаванием будут способствовать формированию здорового образа жизни всей семьи;
популяризируются занятия спортивным плаванием.
Мы начали с разработки проекта.
Разработку и реализацию проекта осуществляет инструктор по физической культуре – Тарнакина Марина Владимировна.
Контроль реализации проекта осуществляют: Н.А. Сухова - заместитель директора по воспитательной работе,
Проект реализуется на базе бассейна начальной школы – детского сада № 67 ОАО «РЖД».
Цель проекта: способствовать укреплению института семьи посредством привлечения родителей к процессу обучения детей плаванию.
Задачи:
создать условия для освоения методики начального обучения плаванию;
обучить начальным навыкам плавания кролем на груди, кролем на спине;
повысить качество овладения детьми навыком плавания кролем на груди, кролем на спине;
На организационном этапе необходимо провести опрос и анкетирование на родительских собраниях в группах начальной подготовки 1 года обучения, с целью выявления заинтересованности родителей и детей в совместных занятиях плаванием, уточнения рабочего графика родителей.
Изучив полученные данные, сформировать группу численностью 10–14 человек, куда каждый ребёнок зачисляется совместно с кем-либо из родителей (5 детей – 5 родителей).
Родители и дети должны пройти обязательный медицинский осмотр и получить допуск к занятиям плаванием.
II этап – практический (октябрь – июнь)
График занятий:
1 занятие в неделю (2 академических часа),
4 занятия в месяц (8 академических часов),
36 занятий в учебном году (72 академических часа).
В основе учебного плана лежит 36-урочная программа Л. П. Макаренко.
Для взрослой аудитории расширена теоретическая часть.
В теорию включены:
правила техники безопасности при занятиях на воде;
основы знаний о гигиене и закаливании;
правила техники безопасности на открытых водоёмах;
основы техники плавания кролем на груди, кролем на спине; спадов, поворотов, ныряния.
правила проведения соревнований;
Для родителей дополнительно:
методика начального обучения плаванию (раскрывается наиболее подробно на каждом занятии);
оказание первой помощи при утоплении.
На контрольных занятиях, начиная со второго месяца обучения, оценку техники выполнения упражнения детьми должны осуществлять родители с помощью тренера-преподавателя.
Со второго полугодия, к оценке техники выполнения упражнения необходимо подключить и обучающихся.
Домашние задания планируется выполнять совместно родителям с детьми, когда каждый является активным участником процесса обучения: как ребёнок, так и родители должны корректировать ошибки в технике выполнения упражнений.
Таким образом, осуществляется взаимодействие: тренер - ребёнок – родители.
Разработка методических пособий для родителей, содержащих “пошаговую” схему обучения плаванию кролем на груди, кролем на спине.
В конце учебного года, как итог, проводится праздник – соревнование “Мама, папа, я – плавающая семья!”. Организация праздника осуществляется совместно тренерами и родителями.
Дети, успешно освоившие программу, получают дипломы “Умею плавать 25 метров”.
Родители получают сертификат “Семейный инструктор по плаванию”.
Ежемесячно администрацией проводится контроль эффективности реализации проекта. На тренерских советах обсуждается и корректируется работа по реализации проекта.
Контроль эффективности реализации проекта осуществляется через:
- мониторинг качества выполнения запланированной работы, мероприятий;
- мониторинг эффективности совместного обучения плаванию родителей с детьми;
- проведение зачёта для родителей по оказанию первой помощи при утоплении;
- анализ всех показателей.
III этап – заключительный (июнь)
На заключительном этапе необходимо провести анкетирование среди детей и родителей, с целью выявить степень удовлетворения организационным уровнем проведения занятий, уровнем качества приобретённых умений и навыков.
Затем, обобщить и проанализировать опыт работы за год; корректировать организационный и практический этапы.
Ожидаемый результат:
родители освоят методику начального обучения плаванию;
родители и дети освоят навыки плавания кролем на груди, кролем на спине;
родители станут активными участниками процесса обучения, что позволит более эффективно выполнять домашние задания, осуществить непрерывность обучения плаванию в летний период, что даст возможность существенно повысить качество обучения плаванию;
совместные занятия плаванием будут способствовать популяризации занятий спортивным плаванием, формированию здорового образа жизни и укреплению института семьи.