kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук для детей 2-3 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мелкая моторика-этоточные, хорошоскоординированные движения, преимущественно небольшойамплитуды и силы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук для детей 2-3 лет»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 «Медвежонок»

                                                       

















Программа дополнительного образования по развитию  мелкой моторики рук для детей 2-3 лет

«Умелые прищепки »

срок реализации программы: 1 год

                                                                                         









Составитель: воспитатель 

                                                                                       Татлыбаева Ф.Ф.



г.Нижневартовск 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Целевой раздел


  1. Пояснительная записка

2

    1. Цели и задачи реализации Программы

4

    1. Принципы и подходы к формированию программы

5

2. Планируемые результаты освоения Программы

5

2.1. Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанникаами программы по курсу «Изобразительная деятельность»

5

II. Содержательный раздел


1. Содержание работы по освоению программы

6

III. Организационный раздел


1. Учебно-тематическое планирование

8

2. Календарно-тематическое планирование

8

3. Методическое обеспечение реализации Программы

11

4. Список литературы

12


























  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка


Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Кончики пальцев рук — это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость , умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

Развитие мелкой моторики руки человека происходит в процессе разнообразной деятельности. О.М.Бабак считает, что мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями – не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувств.

Из всего вышесказанного понятно, насколько важна в дошкольный период организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит и для интеллектуального развития, с другой – готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно ввести с самого раннего возраста и регулярно. В группе проводится большая систематическая работа по развитию ручной моторики, зрительно-двигательной координации, согласованных движений обеих рук, тонких пальцев и кистевых движений. В группе оборудованы зоны для развития ручной моторики, в которых представлен весь ассортимент дидактического материала в соответствии с возрастом детей данной группы. Эти зоны открыты и доступны для детей, чтобы была возможность самостоятельной деятельности в течение всего дня, а не только на специальных занятиях. На базе нашей группы мы развиваем огромное количество пальчиковых игр, соответствующих определенно текущей теме или сезону.

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Важным моментом в проведении работы по развитию ручной моторики и подготовки руки к письму является правильно построенное речевое сопровождение: четкость, краткость и точность инструкций и вопросов взрослого, неторопливый темп. Эмоциональность и яркость речи взрослого облегчают и улучшают усвоение детьми учебного материала. Действенной формой этого является использование (на любом этапе формирования умений и навыков) комплексов пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением.

Задачи по развитию ручной моторики и подготовки руки к письму должны реализовываться:

  • в процессе организованной игры с одним ребенком или с группой детей;

  • повседневной жизни;

  • в ходе формирования элементарных математических представлений;

  • в процессе физического и музыкального воспитания;

  • в процессе театральных игр;

  • рисование, лепке, конструировании.


Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.

Актуальность программы

Актуальность в   развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.             


1.1. Цели и задачи реализации Программы


Основной целью программы «Умелые прищепки» является формирование умения разжимать и сжимать прищепку, соотносить цвет прищепки с цветом объекта, определять зоны прикрепления прищепки, выполнять соотносящие действия, координировать мелкие движения рук.

Цель конкретизируется в следующих задачах:


Образовательные:

  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

  •  формирование практических умений и навыков.


Развивающие:

* развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

* совершенствование движений рук;

* развитие речи детей;

* развитие длительное и слуховое восприятие, память;


Воспитательные:

* воспитывать усидчивость, целенаправленность;

* воспитывать доброжелательность, чувство товарищества.

1.1. Принципы и подходы к формированию программы


Принципы программы

1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей.

3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.


  1. Планируемые результаты освоения детьми Программы

    1. Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками программы


Описание планируемых результатов.

К концу курса воспитанники должны знать:

  • приемы самомассажа рук;

  • названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.

Уметь:

  • владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);

  • выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).

  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

  • применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;

  • выполнять шнуровку;

  • разжимать и сжимать прищепку;

  • соотносить цвет прищепки с цветом обьекта.




  1. Содержательный раздел

  1. Содержание работы по освоению программы

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика

  • лепка

  • аппликация

  • графические упражнения

  • игры и действия с предметами

  • игры с прищепками.


В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Раздел «Игры с прищепками» - сложное занятие и остается таким для малыша очень долго. Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М. Кольцовой, «есть се основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».


Задачи пособия с прищепками:

    1. Развивать познавательную активность детей.

    2. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей.

    3. Развивать внимание детей, воспитывать усидчивость.

    4. Обогащает сенсорный опыт детей 2-3 лет.


Программа предназначена для работы с детьми 2-3 лет.

Наполненность группы 8-10 детей, поскольку придется работать индивидуально. Программа включает в себя 36 занятий в год, которые проводятся один раз в неделю по 10-15 минут.

Форма проведения образовательной деятельности – игровая.

Продолжительность освоения программы – 1 год.

Возрастной диапазон освоения программы – 2-3 года.

Образовательная область – «Познавательное развитие».

Форма организации образовательной деятельности – групповая, индивидуальная.

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, игры с прищепками, а также следующие упражнения:
- шнуровка;
- прищепки;

- скрепки;

- крышки;

- пуговицы;
- скомканная бумага, крупы, семечки;

- лепка из пластелина

- рисование пальчиками


Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в группе: разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.); наборов счетных палочек; наборов цветных спичек; пробок от пластиковых бутылок разного цвета; мячей (колючих, каучуковых, рифленых); прищепок бельевых; природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек); «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.

В группе в свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время:


- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.


III. Организационный раздел


1. Учебно-тематическое планирование


Номерраздела

Название раздела

Количество часов

Раздел 1

Пальчиковая гимнастика

6

Раздел 2

Лепка

4

Раздел 3

Аппликация

5

Раздел 4

Графические упражнения

3

Раздел 5

Игры и действия с предметами

2

Раздел 6

Игры с приепками

4

ВСЕГО:

36 час


2. Календарно-тематическое планирование


Месяц

Тема

Цель

сентябрь

«Знакомство с прищепками»

Познакомить детей с прищепками; учить прикреплять прищепки к основе из картона; подбирать цвет и размещать их согласно образцу; развивать любовь к прекрасному; показать красоту изделий. Организация рабочего пространства. Показать готовые работы и заинтересовать детей.

«Грядка»


Продолжать развивать мелкую моторику рук. Обогащать сенсорный опыт детей. Развивать психические процессы: зрительное, слуховое внимание, воображение, логическое мышление.

«Цветок»


Развивать мелкую моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

«Овощи»

Учить прикреплять правильно листочки к овощам. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Октябрь


 «Солнышко»


Учить крепить прищепки к основе из картона (пластмассовой крышки), располагая их по кругу, подбирая цвет соответственно своему замыслу; развивать мелкую моторику рук.

«Разноцветные прищепки»


Научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей;  воспитывать усидчивость.

«Сними украшения»


Развивать мелкую моторику рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи. Учить прищеплять и отщеплять прищепку к одежде.

«Большая стирка»


Учить закреплять прищепками одежду на веревке. Развивать мелкую моторику рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, обучение бытовым навыкам.

Ноябрь

«Ежики»


Формировать умение разжимать и сжимать прищепку, соотносить цвет прищепки с цветом объекта, выполнять соотносящее действия, координировать мелкие движения рук.

«Сделай зайчику ушки» 

Учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук. 

«Зубастики»

Упражнять детей в сравнивании предметов по цвету, закрепить название основных цветов.

«Разноцветный заборчик»

Закрепить название основных цветов, тренировать ориентацию на плоскости (верх - вниз).

Декабрь

«Елочка»


Учить крепить прищепки к основе из картона (пластмассовой крышки), располагая их по форме треугольника, подбирая цвет соответственно своему замыслу; развивать мелкую моторику рук.

«Гномики»


Умение сжимать и разжимать прищепку, определять зоны прикрепления прищепки, выполнять соотносящие действия, координировать мелкие движения рук.

 «Цветные коробки»

Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. 

«Волшебные картинки»


Формировать умения разжимать и сжимать прищепку, соотносить цвет прищепки с цветом объекта, определять зоны прикрепления прищепки, выполнять соотносящие действия, координировать мелкие движения рук.

Январь

«Снежинка»


Учить прикреплять прищепки к основе из картона; подбирать цвет и размещать их согласно образцу; вызвать желание украсить группу. Показ образца, объяснение, показ работы. Продуктивная деятельность детей.

«Шаль с бахромой»

Закрепить понятие большой – маленький. Развитие зрительное и слуховое восприятие. Память.

«Ежик»


Развивать мелкую моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.


«Самолет»


Развивать мелкую моторику рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Самолет, самолет,

Отправляемся в полет.

Но без крыльев и хвоста

Не взлетит он никогда.


Февраль

«Самолет»


Познакомить детей с праздником – 23 февраля с Днем защитников Отечества; учить соединять детали из картона прищепками; подбирать прищепки соответствующего цвета; развивать пространственную ориентацию (понятие: верх – низ, лево – право). Развиваю самостоятельность и направляю творческую деятельность детей.

«Сделай колючки ёжику» 

Чередование прищепок по цвету

 Учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук. 

«Цветные шарики»


Формировать умения правильно подбирать прищепки по цвету. Развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение.

«Покорми животных» 


Способствовать знанию детей о животных. Расширять представление о том, чем питаются животные. Уметь правильно прищеплять к ним еду.  Развивать мелкую моторику рук.

Март

«Травушка-муравушка»


Развивать мелкую моторику, пространственное воображение, способствовть развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

«Цветик-семицветик»


Вызвать желание сделать маме подарок своими руками; учить крепить прищепки к основе из картона, располагая их по кругу, используя разноцветные цвета; развивать художественный вкус. Индивидуальная работа с каждым ребенком. Помочь подобрать красивое сочетание прищепок.

«Сделай лучики солнышку»


 Учить соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость. Обогащать сенсорный опыт детей. 

«Платочки»

Закрепить понятие большой – маленький, большой – поменьше (прищепка).

Апрель

«Сделай целую игрушку»

Формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей, определять зоны прикрепления прищепки, координировать мелкие движения рук.

«Ботва у овощей»


 Учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук; развивать координацию действий обеих рук, зрительное восприятие.

«Угостим Жучку»


Учить с помощью прищепок доставать предметы. Умение разжимать и сжимать прищепку, развивать мелкую моторику рук.

«Зайчик»


Мерзнет зайка на опушке,

Спрятал лапки, спрятал ушки.

Зайка, зайка, не дрожи,

Лапки, ушки покажи

Развивать мелкуюмоторику рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Май

«Бабочка»


Закреплять прием соединения деталей из картона прищепкой; прививать интерес к насекомым, их жизни в природе; развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать.

«Волшебный цветок»


Развитие речи и творческого воображения, формирование сенсорных и пространственных понятий. Знание основных цветов. Развитие мелкой моторики рук.

«Солнышко»


Учить крепить прищепки к основе из картона (пластмассовой крышки), располагая их по кругу, подбирая цвет соответственно своему замыслу; развивать мелкую моторику рук.

«Радуга»


Учить выкладывать на тучке прищепки по цветам радуги. Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления.

  


3. Методическое обеспечение реализации Программы


Материалы: 

  • картон;

  • пластилин;

  • природные материалы;

  • пуговицы.


Оборудование: 

  • баночки для воды;

  • крупа мелкая и крупная;

  • счетные палочки;

  • бусы;

  • ленты;

  • шнурки;

  • массажные мячи;

  • прищепки


Наглядные пособия: 

  • иллюстрации;

  • игрушки;

  • мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);

  • коллекции бумаги, картона, ткани;

  • CD-проигрыватель;

  • CD-диски с аудиозаписями;

  • Компьютерные технологии( ноутбук, интернет);

  • Мультимедийный проектр.

  

4. Литература

  1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

  2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

  3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.

  4. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

  5. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.

  6. Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.

  7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

  8. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.

  9. Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 1998. 205 с.

  10. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.

  11. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.

  12. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.

  13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.

  14. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей.-М.:ТЦ Сфера, 2006.-96с

  15. С.Б. Горбушина Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников.- СПб.:ООО. Издательство «Детство-Пресс», 2016.-64с

  16. Калинина Т.В. ( и др). Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2015.-151с



 


13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук для детей 2-3 лет

Автор: Татлыбаева Фанира Фаритовна

Дата: 11.02.2020

Номер свидетельства: 539217

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Программа дополнительного образования "Волшебные ладошки" (подготовительная группа)"
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_volshiebnyie_ladoshki_podghotovitiel_n"
    ["file_id"] => string(6) "429812"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506442686"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Программа  объединения по аппликации «Веселые картинки»  (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) "
    ["seo_title"] => string(121) "proghramma-obiedinieniia-po-applikatsii-viesielyie-kartinki-dlia-dietiei-sriedniegho-i-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "149379"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420174191"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа дополнительного образования       «Мир вокруг нас»"
    ["seo_title"] => string(51) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiamirvokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "281319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453495443"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Образовательная программа дополнительного образования "Мир игрушки" "
    ["seo_title"] => string(73) "obrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-mir-ighrushki"
    ["file_id"] => string(6) "138558"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417548467"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Программа  дополнительного образования  «ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»  для детей  5 – 7 лет "
    ["seo_title"] => string(84) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-viesielyie-pal-chiki-dlia-dietiei-5-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "152273"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420819424"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства