Проект «Формирование представлений о сезонных изменениях у детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Формирование представлений о сезонных изменениях у детей старшего дошкольного возраста»
В основу работы положена методика С.Н. Николаевой, в которой предполагается знакомство с сезонными изменениями в природе в процессе различных видов деятельности: наблюдений, труда, беседы и так далее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Формирование представлений о сезонных изменениях у детей старшего дошкольного возраста»»
Проект «Формирование представлений о сезонных изменениях у детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Воспитатель Широкова Ирина Валерьевна МБДУ «Детский сад №115»
Актуальность: Знания детей о сезонных изменениях в природе нуждаются в углублении, уточнении и систематизации. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. поэтому мы приступили к формированию представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста.
В основу работы положена методика С.Н. Николаевой, в которой предполагается знакомство с сезонными изменениями в природе в процессе различных видов деятельности: наблюдений, труда, беседы и так далее.
Тип проекта: групповой. Иследовательско-творческий. Долгосрочный. Коллективный.
Цель - составить систему работы по формированию представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста и бережного отношения к природе и окружающему миру.
Задачи:
-постепенное усложнение содержания знаний; - активность детей;- создание ситуации успеха;- учет индивидуальных особенностей.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, специалисты.
Срок реализации проекта с 01.10.2012 года по 25.03.2013 года.
Ожидаемые результаты: у детей сформированы элементарные представления о сезонных изменениях в природе;
дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым; у детей развит интерес к явлениям и объектам природы; анализировать и делать выводы; повышен уровень культуры родителей по экологии, они осознают необходимость экологического воспитания детей; создано единоое воспитательно - образовательноое пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Начиная работу над формированием представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшей группы, были намечены основные направления деятельности:
Первый этап.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием. Составление недельного плана наблюдений за сезонными изменениями в природе.
В процессе реализации первого этапа работы был составлен недельный план наблюдений для формирования у детей представлений о сезонных изменениях в природе, и которые проводились ежедневно в течение третьей недели месяца.
В соответствии с планом были подготовлены конспекты наблюдений за погодой, растительным и животным миром.
Второй этап. Создание календаря природы для фиксации результатов, полученных в процессе наблюдений за сезонными изменениями в природе.
В процессе реализации второго этапа нашей работы был создан календарь природы в соответствии с составленным планом наблюдений, который должен был отвечать программным требованиям, предъявляемым к формированию представлений о сезонных изменениях у детей старшего дошкольного возраста.
После создания календаря природы мы познакомили с ним детей - предложили рассмотреть его, рассказали для чего он нужен, что ежедневно в течение 1 недели каждого месяца на прогулке дети будут наблюдать за сезонными изменениями в природе. После чего дежурные по уголку природы будут проводить заполнение календаря на основе увиденного на прогулке.
Для того, чтобы вызвать у детей интерес к намеченной нами работе и вовлечь их в процесс заполнения календаря природы мы предложили им придумать основные значки, обозначающие погодные условия, сезонные явления. Также данная работа должна была помочь нам упростить работу по распознанию значков. По результатам мы определили то, что дети в основном знают только солнечную, пасмурную, дождливую и снежную погоду, в результате чего всю дальнейшую работу мы продолжили в виде знакомства с общепринятыми символами и знаками для календаря природы.
Третий этап. Подборка картинок, фотографий, литературных произведений о сезонных изменениях в природе. Третий этап работы осуществлялся одновременно со вторым. На данном этапе мы подобрали иллюстрации и литературные произведения о сезонных изменениях в природе: стихи, загадки, народные приметы, которые в дальнейшем использовались для активизации внимания детей за наблюдаемым объектом, а также в процессе работы с родителями .
Четвертый этап. Проведение наблюдений за сезонными изменениями в природе с использованием созданных условий.
Наблюдения за сезонными изменениями в природе мы начали проводить со второй недели сентября с понедельника. В конце прогулки на участке мы собрали детей и предложили им понаблюдать за погодой, определить ее состояние.
После наблюдения за погодой и ответов детей мы предложили им рассмотреть молодую березку на нашем участке. В конце наблюдения за березой мы подвели итог — дети описали березку и уточнили, что такая она в первый месяц осени. Далее мы сообщили, что завтра будем рисовать березку для календаря.
Затем нами было предложено детям обойти участок своей группы ( «Наблюдение на экологической тропе»): рассмотреть и назвать, какие на нем растут деревья, кустарники. После осмотра участка мы обсудили с детьми, много ли на участке зелени, цветов, красив ли участок, кто создает красоту.
В разговоре мы старались подвести детей к мысли, что их участок — это дом для многих растений и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла. Уточнили: участок является домом и для детей на то время, когда они на нем гуляют. Поэтому об участке надо заботиться, чтобы он был чистым, красивым, зеленым: в такой обстановке детям приятно и полезно для здоровья гулять.
В октябре, как и в сентябре, проводились наблюдения за сезонными явлениями природы на участке детского сада и работа с календарем в соответствии с перспективным планом (приложение №3).
С ноября мы стали специально уделять внимание детей наблюдениям и обсуждению укорачивающегося дня. Также в ноябре была проведена комплексная экскурсия в парк. В процессе, которой были подведены итоги по всем наблюдениям проведенным осенью ( «Экскурсия в осенний парк»).
В процессе третьей недели декабря, как и в предыдущие месяцы, мы ежедневно проводили наблюдения за погодой, работали с календарем природы. По результатам работы за предыдущие два месяца дети уже могли самостоятельно определить погодные условия и сказать о них.
В январе и феврале продолжалась зимняя подкормка птиц, индивидуальная работа с дежурными в уголке природы. Дети ежедневно наблюдают за погодой, фиксировали ее в календаре. В конце недели рисовали картину живой природы.
В январе дети заметили, что дни стали длиннее, а погода — холоднее. Начались сильные морозы. Обращали внимание детей на снегопад ( «Наблюдение за снегопадом»), рассматривали снежинки ( «Наблюдение за снежинками»). Обращали внимание детей на красоту деревьев в любую погоду.
В феврале учили детей определять силу ветра не только по флюгеру и деревьям, но по другим признакам - по направлению дыма из трубы. В марте, как и во все предыдущие месяцы, проводили ежедневное наблюдение за погодой и продолжали работу с «Календарем природы» в соответствии с планом. Проводя работу по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями мы часто использовали литературные произведения (стихотворения, загадки). Иллюстрации времен года выставляли в календаре природы.
Проблему формирования представлений о сезонных изменениях в природе можно и нужно решать с помощью родителей. В рамках работы с родителями мы ежемесячно размещали в родительских уголках интересную информацию о временах года, которая включала в себя интересные факты о природе, поговорки, пословицы, народные приметы, стихотворения для заучивания детьми дома, иллюстрации, рекомендации по проведению наблюдений в природе.
В результате работы нам удалось определить, что познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивое представление о постоянстве окружающей среды. Другая трудность связана со скачкообразностью и резкими изменениями погоды (например, оттепели зимой). С помощью календаря природы можно надолго сохранить в памяти детей сезонные изменения, происходящие в природе, которые дети получают в процессе наблюдений на участке, прогулки, экскурсии.
Исходя из всего вышеизложенного, нами был сделан вывод о том, что формирование представлений о сезонных изменениях природе у детей старшего дошкольного возраста проходит более успешно, если:
- систематически и целенаправленно проводить наблюдения, беседы, использовать в работе рассказы о сезонных изменениях в природе, делать их зарисовки;
- фиксировать результаты наблюдений за сезонными изменениями в календаре природы. Таким образом, гипотеза исследования доказана, цель достигнута.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}