Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Актуальность, новизна и оригинальность…...…………………………….7
Целевая аудитория проекта…………………………………………………8
Предмет изучения…………………………………………………………...8
Проблема…………………………………………………………………… .8
Гипотеза исследования……………………………………………………...8
Ожидаемые результаты……………………………………………………..9
Методы исследования……………………………………………………… .9
Этапы проекта……………………………………………………………….10
Полученные результаты…………………………………………………….13
Список использованной литературы и источников……………………… .15
Интернет-ресурсы……………….………………………………………….. 15
Приложения ………………………………………………………………… 16
Информационная карта проекта(программы)
Полное название
Проект «Соблюдая ПДД не окажешься в беде»
Автор проекта, должность
Ильина Елена Анатольевна
Руководитель проекта
Ильина Елена Анатольевна
Адрес организации, организующей проект
607672, Нижегородская область, Кстовский район, с. Шелокша
Телефон
8(83145)5-60-62
Вид проекта
Долгосрочный
Цель проекта
Формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи проекта
познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
сформировать представления о назначении светофора и его сигналах; способствовать умению детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.
Ожидаемые результаты
Обеспечение условий для организации деятельности МБДОУ по охране и безопасности жизни ребенка;
упрочение совместного сотрудничества МБДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
разработка плана работы с детьми старшей и подготовительной групп и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения;
формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений.
Сроки реализации
Более трех месяцев.
Место реализации
Нижегородская область, Кстовский район, с. Шелокша
Официальный язык проекта
Русский
Общее количество участников
35 человек
География участников
Нижегородская область, Кстовский район, с. Шелокша
Краткое содержание проекта
Данный проект состоял из трех этапов, вначале дети совместно с педагогом играли в сюжетно-ролевые игры по ПДД , педагог провела физкультурный досуг на улице «Мы - веселые ребята», просмотрели мультфильмы с содержанием по ПДД, рисовали, отгадывали загадки, читали произведения, конструировали и пр., затем провели физкультурный досуг с Бабой-Ягой в музыкальном зале «Баба Яга и ее не послушная ступа», итоговыми мероприятиями стала акция в вечернее время «Засветись» и игра-эстафета совместно с родителями « В гостях с клоунессой Чупой».
Механизм реализации проекта
1) Постановка целей и задач, привлечение участников проекта, ознакомление с литературой, интернет - ресурсами.
2) Работа по решаемой проблеме, фото и видео материалы, обсуждение проекта.
3) Заключительный – итоговая игра эстафета с родителями и клоунессой Чупой. Акция «Засветись».
Социальные партнеры проекта
Родители детей, дети старшей и подготовительной групп, воспитатели.
Нормативно-правовое обеспечение проекта
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
Декларация прав ребенка;
Правила дорожного движения;
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении - Утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. №2562;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.2660-10
Материально-техническое обеспечение проекта
уголок в старшей и подготовительной группах по ПДД;
библиотека методической и художественной литературы;
наглядно-дидактические пособия;
медиатека мультфильмов на тему «Правила дорожного движения».
Информационная среда
создание информационного банка данных:
разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д. ;
форм работы с родителями;
проведение консультаций;
контроль за проведением занятий по познавательному развитию;
организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции);
Цель проекта: Создание условий для усвоения и закрепления детьми навыков безопасного осознанного поведения на дорогах. Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Закреплять знания о правилах дорожного движения.
- Расширять знания о светофоре.
- Закреплять знания детей о специальном транспорте.
- Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте.
- Формировать навыки правильного поведения на дороге.
- Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
- Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
- Систематизировать знания детей о ПДД путем проигрывания проблемных ситуаций.
Развивающие:
- Развивать ориентировку в пространстве.
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
Речевые:
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- Формировать личностные качества: внимание, ответственность за своё поведение - уверенность в своих действиях.
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Актуальность, новизна и оригинальность:
Однажды утром, Саша Ш. во время утренней беседы похвастался тем, что сегодня они с мамой очень быстро перебежали дорогу, в непредусмотренном для этого месте, и с ними ничего не случилось. Многие дети начали сразу говорить, что так делать нельзя и это очень опасно, ведь даже если нам кажется что, мы успеем, дорога не безопасное место и нужно быть осторожным. Некоторые признались, что тоже иногда так делают, хотя и знают что это неправильно. Так в группе появился проект «Соблюдая ПДД не окажешься в беде».
Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Улицы современных городов не очень приспособлены для детей. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности. Дорожно-транспортные происшествия - это самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП - самые тяжёлые. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной. Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит детей перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать исподволь готовить их со встречей с улицей, с движением транспорта. Приучать обращаться за помощью к старшим, рассчитывая на их отзывчивость.
Чем раньше мы познакомим детей с правилами дорожного движения, сформируем у них навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше будет каких-либо происшествий с ними на дороге. Новизна и оригинальность данного проекта заключается в сочетании различных методик и приемов, которые педагог совместила и проинтегрировала в различных видах деятельности, подвела детей и родителей к важной проблеме дорожной безопасности.
Целевая аудитория проекта: воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители.
Предмет изучения: процесс формирования основ культуры безопасности по ПДД в воспитательно-образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема:
Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Гипотеза исследования:
Положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Ожидаемые результаты:
Дети:
к окончанию проекта ребёнок должен:
- знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а так же дорожные знаки;
- знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам, сформированные знания о дорожных знаках;
- соблюдать правила культурного поведения на улице и в транспорте,
умение предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.
Родители:
- тесное сотрудничество с педагогами;
- расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Педагог:
- повышение знаний по безопасности;
- взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.
Методы исследования:
1. Непосредственно-образовательную деятельность
2. Художественное творчество.
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы.
5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам с.Шелокша.
7. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
8. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
9. Проведение физкультурных досугов по теме проекта.
10. Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
11. Тематические погружения по теме проекта.
12. Работа с родителями «Игра-эстафета с клоунессой Чупой».
13. Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
14.Акция «Засветись»
Этапы проекта
I. Подготовительный этап.
1. Организация предметно-развивающей среды:
Определение цели и задач проекта.
Разработка перспективного плана работы с детьми.
Разработка конспектов занятий с детьми по ПДД.
Организация развивающей среды в группе - оформление уголка безопасности. (В группе был расширен и обогащен новыми материалами уголок ПДД. В прямом доступе для детей находились все материалы для самостоятельной и совместной работы. В родительском уголке периодически менялись памятки и все возможные рекомендации.)
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, интернет - ресурсов по теме проекта.
Подборка художественной литературы по теме проекта.
2. Работа с родителями (Анкетирование родителей, оформление родительского уголка по теме проекта; консультации для родителей для повышения уровня знаний родителей поданной теме, игра-эстафета совместно с родителями).
II. Основной этап.
1.Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных мероприятий.
Речевое развитие:
- Беседы:
«Зачем нужны правила дорожного движения».
«Как себя вести в общественном транспорте и в машине».
«Наш друг светофор».
«О чем нам расскажут дорожные знаки»
«Правила перехода через дорогу»
«Светоотражатель – зачем ты нам?».
- Чтение художественной литературы:
- Чтение рассказов, сказок и стихов о ПДД: В.Кожевников «Светофор», В.Берестов «Это еду я бегом…», Я.Пишумов «Посмотрите постовой…», Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток» и другие.
Социально – коммуникативное развитие:
- Отгадывание загадок по ПДД.
- Рассматривание сюжетных картин по ПДД, и составление по ним описательных рассказов.
- Дидактические игры: «Наша улица», «Умелый пешеход», «Разрезные картинки», «Азбука пешехода», «Транспорт», лото «Дорожные знаки», «Доскажи словечко», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!» и т.д.
- Сюжетно – ролевые игры: «Мы едем в автобусе», «Путешествие по городу». и т.д.
- Участие во всероссийской акции «Засветись» - в конкурсе на лучший
светоотражающий элемент среди воспитанников.
Художественно – эстетическое развитие.
- Рисование: «ПДД».
- Лепка: «Веселый светофор».
- Коллективная аппликация, «Наше село».
- Выставка рисунков: «Дорожные знаки – наши друзья»
- Прослушивание музыкальных произведений о ПДД.
- Раскраски с ПДД для дошкольников «Дорожные знаки», «Наша улица».
Познавательное развитие:
Проведение «Недели памяти жертв ДТП».
Организованная образовательная деятельность:
НОД: «Путешествие в страну правил дорожного движения»;
«Осторожно, дорога!»;
«Правила для пассажиров»;
«Транспорт на улицах города».
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»?» по ПДД;
Игра – викторина «Знаки на дорогах»;
Разбор ситуаций:
«Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
Просмотр презентаций по ПДД. «Дорожные знаки», «Веселый светофор»,
«Путешествие в страну правил дорожного движения».
Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т.д.
Физическое развитие:
- Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Светофор», «Перекресток», «К своим знакам», «Самый быстрый», «К своим флажкам», «Нарисуем дорогу»,
«Умелый переход», «Мяч в корзину».
- Физминутки.
2. Работа с родителями:
Оформление консультативного материала для родителей:
- Создание памяток безопасного поведения на дорогах «Осторожно, улица»;
- консультации «Как знакомить ребенка с правилами дорожного движения», «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге», «Безопасный пешеход начинается с детства».
-Совместная игра- эстафета с клоунессой Чупой.
III. Этап подведения итогов деятельности
Итоговые мероприятия:
1. НОД «Правила дорожные знать каждому положено!»
2. Выставка рисунков «Дорожные знаки – наши друзья».
3. Игра-эстафета с клоунессой Чупой (совместно с родителями).
4.Физкультурный досуг с элементами ПДД «Мы – веселые ребята»
5.Акция «Засветись».
Полученные результаты:
Положительные результаты проекта можно оценить по следующим показателям:
Высокий уровень знаний детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями).
Наличие у детей мотивации к самостоятельной работе по данной теме.
Уровень вовлеченности детей к решению данной проблемы.
Проявление у детей негативного отношения к нарушениям ПДД.
Активность детей при проведении конкурсов и различных мероприятий.
Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях (в различных игровых ситуациях);
Активизация родителей и детей на мероприятиях.
Дети хорошо знают правила безопасного дорожного движения в роли пешехода и пассажира транспортного средства. Соблюдают элементарные общепринятые нормы, имеют первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо, и что такое плохо», стремятся поступать хорошо. Овладевают основными культурными средствами, способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способны выбирать себе род занятий, участников для совместной деятельности; способны сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Чем раньше дети научаться культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет происшествий на проезжей части улиц. Ребенок - новый участник дорожного движения, дисциплинированный пешеход, культурный пассажир.
По результатам мониторинга я пришла к выводу, что в результате реализация данного проекта у детей сформировались необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Разработанный долгосрочный план работы с детьми подготовительной группы и их родителями в рамках закрепления знаний детей ПДД успешно выполняется, поставленные цели достигаются, поставлена новая цель педагогического проекта.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.
Список использованной литературы и источников:
Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. – Москва, 2001
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников-М: Мозаика -Синтез,2014
Елжова Н.В.ПДД в детском саду, Ростов-на –Дону:Феникс,2013
Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС. – Москва, 2014 г.
Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности//Основы безопасности жизнедеятельности. – Москва, 2000 г., №8.
Поддубная Л.Б. ОБЖ средняя группа занимательные материалы, Волгоград: Корифей, 2009.
Изучение материалов на сайтах:http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/doshkolnikam-o-pravilah-dorozhnogo