В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит от умения руководителя быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, умение внедрять в практику ДОУ научно-педагогические достижения в области управления.
До настоящего времени в системе дошкольных образовательных учреждениях доминировала эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты.
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить диагностика и мониторинг.
Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом.
Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание системы мониторинга в ДОУ»
Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ
Старший воспитатель В.А.Колеватова
В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит от умения руководителя быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, умение внедрять в практику ДОУ научно-педагогические достижения в области управления.
До настоящего времени в системе дошкольных образовательных учреждениях доминировала эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты.
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить диагностика и мониторинг.
Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом.
Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления.
Актуальность использования мониторинга в ДОУ заключается в:
Определении успешности и результативности протекания образовательного процесса.
Обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе.
Осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса.
Прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.
Цель мониторинга – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования.
Задачи мониторинга:
непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и те факторы, которые вызывают эти изменения;
осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в дошкольном образовательном учреждении;
повышать мотивацию сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг;
вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования конкретного дошкольного образовательного учреждения.
Выделяют виды мониторинга:
Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов, руководителей качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объект педагогического мониторинга – результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения.
Психологический мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на психологическое развитие ребенка позитивно или негативно, и обеспечить их оптимальное сочетание, если устранить последние невозможно.
Управленческий мониторинг организовывается таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение семинаров, педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции. Предмет диагностики управленческого мониторинга – деятельность образовательного учреждения. Направления – диагностическая работа с детьми, с родителями, с сотрудниками. Мероприятия по проведению управленческого мониторинга (творческая группа по проблеме “Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка”, модель сопровождения педагогов в процессе профессионального развития, оценка творческого потенциала педагогов)
Особенности мониторинга:
Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1–3–5 лет.
Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.
При проведении мониторинга основное внимание направляют на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.
Мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой либо системы с намеченным.
Методы мониторинга:
изучение продуктов детской деятельности;
игровые, тестовые задания;
проведение контрольно-оценочных занятий;
собеседование с педагогами, родителями и детьми;
анкетирование и опрос;
анализ документации;
наблюдение;
Структура мониторинга в ДОУ
1-й блок Обеспечение условий осуществления образовательной деятельности.
2-й блок Качество деятельности учреждения.
3-й блок Результативность деятельности ДОУ.
Структура мониторинга дает объективную информацию о деятельности дошкольного учреждения.
Создание системы мониторинга в ДОУ
отбор диагностических методик, подготовка анкет, тестов, разработка критериев обучения работе с ними педагогов и медсестру;
проведение мониторинга;
первичное накопление информации;
качественная обработка данных или их распознавание, в ходе которых выявляются сущностные характеристики исследуемого объекта.
Представленная система мониторинга деятельности дошкольного образования позволяет на основе получения объективной информации принимать управленческие решения, способствующие своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций.
С целью создания оптимальных условий для работы, воспитания и обучения всех участников образовательного процесса в МАДОУ № 102 разработано положение о мониторинге, на основании которого проводятся различные виды мониторинга. Созданная система ежемесячного контроля определяет сроки мониторинга в той или иной области деятельности.
В нашем дошкольном учреждении проводим мониторинг по разделам:
1. Мониторинг динамики роста профессионального мастерства педагогов
2. Мониторинг реализации программ в МАДОУ
3. Мониторинг повышения квалификации педагогов ДОУ.
8. Мониторинг динамики усвоения дошкольниками программного материала.
9. Мониторинг посещаемости, заболеваемости и физической подготовленности детей.
10. Мониторинг взаимодействия детского сада и семьи.
11. Мониторинг готовности к школе воспитанников подготовительной группы.
12. Анализ успеваемости детей в школе.
13. Анализ творческих достижений педагогов.
14. Анализ творческих достижений воспитанников
Общие выводы:
Использование мониторинга в образовательном учреждении позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса; способствует повышению профессиональной компетенции педагогов; осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса; прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.
Создана предметно-развивающая среда: имеются компьютеры, принтер, ксерокс, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, имеется доступ в интернет
Созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет решать вопросы развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.
Деятельность руководителя по управлению мониторинговыми процедурами, направленными на изучение качества образовательного процесса, дает возможность оценить качество образования в ДОУ, наметить “точки роста”. Чтобы учреждение нормально функционировало и развивалось, руководитель должен периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать ее с тем, что должно быть. Для этого создана система контроля. Сбор, анализ и систематизация информации необходима для осуществления коррекции и позволяет проследить результативность и динамику управления педагогическим коллективом.
Процесс повышения квалификации является непременным условием повышения качества образования в системе ДОУ.
Оценка проводится в течение нескольких лет, что дает возможность увидеть динамику улучшения/ухудшения показателей ДОУ по сравнению с предыдущими годами.