Создание условий в ДОУ для ознакомления детей с лекарственными растениями Урала
Создание условий в ДОУ для ознакомления детей с лекарственными растениями Урала
Цель данной работы: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям. Задачи:
• Знакомить детей с лекарственными растениями Урала, их лечебными свойствами.
• Расширять знания детей о лекарственных растениях, произрастающих на Урале, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.
• Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.
Работа в данном направлении - это целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признавалась субъектная позиция ребенка, осуществлялось стимулирование его активности через участие в различных видах деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание условий в ДОУ для ознакомления детей с лекарственными растениями Урала»
Создание условий в ДОУ для ознакомления детей
с лекарственными растениями Урала
А.В. Криволапова
Старший воспитатель
Есть в травах и цветах целительная сила - Для всех, умеющих их тайну разгадать. В.Рождественский
Дошкольный возраст является важнейшим периодом для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к людям, родной природе, Родине. Для этого нужно, прежде всего, изучение своей «малой» Родины. Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Окружающая нас природа – это комплекс безграничных возможностей для всестороннего развития детей. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходят его интенсивный рост и развитие, формируются необходимые привычки и навыки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Интерес к лекарственным растениям повышается с каждым годом. Это объясняется тем, что лекарственные препараты из растений наиболее безопасны и обладают слабо выраженным побочным влиянием. К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребёнка к здоровому образу жизни, научить пользоваться силами природы, то есть лекарственными растениями, не могут создать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма, его работоспособности. Этот пробел могут восполнить педагоги в детском саду. Мне хотелось бы рассказать как мы проводим работу с детьми по ознакомлению с лекарственными растениями нашего края и какие для этого в нашем учреждении созданы условия.
Цель данной работы: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям. Задачи: • Знакомить детей с лекарственными растениями Урала, их лечебными свойствами. • Расширять знания детей о лекарственных растениях, произрастающих на Урале, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека. • Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.
Работа в данном направлении - это целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признавалась субъектная позиция ребенка, осуществлялось стимулирование его активности через участие в различных видах деятельности.
Работа проводится в три этапа
1 этап – организационный
На данном этапе были организованы и проведены следующие мероприятия: - в зоне познавательного развития мы разместили дидактические игры о лекарственных растениях, произростающих в нашей местности «С какого растения цветок», «При какой болезни помогает», «Узнай по описанию», и т.д.,
- Осуществлялся подбор художественной литературы, наглядного, иллюстрированного материала (открытки, фотографии, плакаты, гербарии, иллюстрации лекарственных растений Урала).
- Была подобрана и изучена методическая литература по данному направлению, т.к. педагог должен быть компетентным, уметь пользоваться в работе с детьми, родителями специальной терминологией, относящейся к данной теме, владеть методикой сбора, засушивания лекарственных растений
- Были разработаны конспекты НОД, развлечений, мероприятий познавательного характера «В гости к Лесовичку», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Лекарственные растения Урала», «Что заменит нам лекарства?». и др.
В книжном уголке разместили энциклопедии, альбомы с изображением лекарственных растений, оформили тематическую выставку «Целебное лукошко»
В группе был организован и в настоящее время функционирует фитобар «Медунок», где дети с огромным удовольствием после прогулки пьют витаминные, травяные чаи и отвары (шиповник, ромашка, душица, малина и т д). Выполняя данное мероприятие, чётко учитывается состояние ребёнка на каждый компонент.
Оформлены сюжетно – ролевая игра « Фито - аптека».
Играя в данные игры, дети закрепляют знания о названии и назначении лекарственных растений Урала.
Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями.
Организуются и проводятся родительские собрания, консультации, оформляются папки-передвижки о лекарственных растениях Урала
. Вместе с детьми и родителями педагоги сеяли семена растений (календула), рассаду (мать и мачеха, мята, зверобой), наблюдали за их ростом, поливали, а с приходом лета высаживали их на клумбы. Дошколята с необычайным энтузиазмом включились в работу.
Для активизации речевой деятельности мы читали детям стихи, сказки, рассказы о лекарственных растениях, загадывали загадки.
Проводились различные беседы.
- Беседа: “Лекарственные растения”, “Для чего нужны лекарственные растения?”,“Лекари на грядке ”
Для детей подобрана детская художественная литература экологической направленности.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Автор – составитель Багрова Л.А, “Сказка про лекарственные растения”. Автор: П.А.Синявский,
В.Бианки “О травах”, Платонов А. “Неизвестный цветок”, Н. Павлова “Хитрый одуванчик”- Вовк Б. “Цветы”,А. Плешаков “Зеленые страницы” и др.
2. этап - Практический.
Во время данного этапа сотрудники детского сада разбили клумбы лекарственных трав вместе с детьми и назвали это место «Аптечная полянка» Уход за растениями осуществлялся в течение всего лета. В это лето «Полянка» носила ознакомительно-информационный характер. Мы рассказывали детям о лекарственных растениях, растущих на «Полянке». Дети исследовали растения, проводили несложные опыты, эксперименты . Были разбиты клумбы с такими лекарственными травами как мята перечная ,мята лимонная (мелисса), тысячелистник, зверобой, подорожник, полынь, душица обыкновенная, пастушья сумка, репейник (лопух), ромашка аптечная, гусиная лапчатка или калган.
Зная о том, что многие садовые цветы имеют лекарственные свойства, решили и их поселить на «Полянку лекарственных трав»: календулу, эхиноцею, бархатцы.
В сентябре мы собирали семена растений, правильно засушивали цветы и плоды, помещали их в холщовые мешочки и бумажные пакеты, чтобы зимой заваривать целебный витаминный чай
Очень запомнилась детям Экскурсия в аптеку.
Цель: познакомить детей с работой фармацевта, разнообразием и применением лекарственных трав, продаваемых в аптеке.
3.Заключительный этап.
На заключительном этапе проводились:
Развлечение “В гостях у Медуницы”,
Игра «Поле чудес» на тему: “Зелёная аптека на службе человека”,
выставка рисунков “Чудо - растения”, выпуск родительской газеты “Не болей”,
выпуск книжек-малышек «Лекарственные растения нашего края»
Результаты данной работы:
- Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
- У детей развился познавательный интерес, расширились представления и сформировались знания о природе вообще и о лекарственных растениях Урала в частности
- Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.
- Дети научились воспринимать лекарственные растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мир, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли, будут знать лекарственные растения Урала и смогут применить эти знания.