Просмотр содержимого документа
«Творческий проект «Рождественские колядки»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №7
Творческий проект
«Рождественские колядки»
Разработала: Гурьева Ольга Петровна,
воспитатель
Екатеринбург
2019г.
I. Введение.
1.1. Обоснование актуальности.
В наши дни мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Способность к сопереживанию почти потеряна современным человеком. Люди постепенно разучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации, и начинать это надо с раннего детства.
Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил бы себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Наш долг – хранить раритеты своей культуры, русский язык, и повышать уровень своей культуры.
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных определены задачи полихудожественного образования, формирования высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям своего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди?
Как работали и как отдыхали?
Что их радовало, а что тревожило?
Какие они соблюдали обычаи?
Чем украшали свой быт?
К постановке таких вопросов я, как носитель русской народной культуры, стараюсь подводить детей с целью пробуждения у них патриотических чувств к своей родной земле.
Поэтому я обращусь к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
1.2. Паспорт проекта.
Тема: «Рождественские колядки»
Тип проекта: творческий, краткосрочный.
Актуальность проекта. Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем.
Колядки на Рождество - это одна из интереснейших рождественских традиций. Такая же традиция сложилась и у нас в детском саду. Уже не первый год вместе с ребятами мы в детском саду устраиваем Рождественские колядки.
Ведущим замыслом проекта, является приобщение детей к культуре своего народа: пополнение знаний детей о Рождестве и Рождественских колядках, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребностей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.
Русские народные праздники включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Масштаб проекта:
· Краткосрочный – с 10.01.2019 г. по 18.01.2019 г.
· Территориальный – МБДОУ – детский сад № 7
· Количество детей – 23 ребенка
Участники проекта:
Воспитатель группы: Гурьева О.П., музыкальный руководитель, воспитатели.
Целевая группа:
· Дети средней группы «Утята»
· Родители детей
Цель проекта:
Знакомство детей с традиционными ценностями отечественной культуры на примере проведения рождественских колядок.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детейс историей праздника «Коляда»
Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
Познакомить с художественными произведениями о рождестве.
Познакомить с народными костюмами.
Развивающие:
Способствовать развитию связной речи, умению эмоционально, образно её окрашивать (разучивание колядок).
Создавать условия для развития образного мышления и фантазии, воображения и творческих способностей
Способствовать формированию предпосылок поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию любви к Родине, семье
Обеспечить условия, способствующие приобщению детей к духовно – нравственным ценностям нашего народа через знакомство с народными обрядами, обычаями, устным народным творчеством.
Побуждать у детей интерес к театрально- игровой деятельности, создавая условия для её проведения.
Приоритетные направления:
Создание условий для систематического, постепенно усложнявшегося освоения детьми знаний и умений.
Совместная деятельность педагога и воспитанников.
Просвещение и педагогическое сотрудничество с родителями.
Методическое обеспечение проекта:
Материально – техническое:
Презентация с информацией о Рождестве христовом, о Коляде; познавательная информация (рассказ о празднике Рождество, беседа о Рождественских колядках, чтение стихов о коляде, разучивание колядок, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций, игра на музыкальных инструментах, познавательная литература, фотоаппарат.
Ожидаемый результат:
Осознание детьми себя, как части народа, имеющего общие нравственные идеалы, установки и ориентиры;
формирование познавательной активности, коммуникативной компетентности и развитие творческих способностей воспитанников;
Разработка конспектов интегрированных мероприятий непосредственно образовательной деятельности, сценария колядования, игр и иных видов образовательной деятельности при реализации проекта;
Совершенствование взаимодействия с родителями на принципах социального партнерства. Обогащение словарного запаса.
II. Разработка проекта.
2.1. Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап
1.Замысел проекта.
2. Подбор и знакомство с литературой по теме «Как проходили на Руси колядки».
3. Подбор музыкального репертуара – колядки, святочные рассказы детских писателей.
4. Подготовка шаблонов для изготовления рождественских поделок
5. Изготовление рождественской газеты – поздравления.
6. Оформление зала
7. Изготовление рождественской звезды.
8. Подготовка элементов для ряжения.
9. Подбор русских народных игр для зала
10. Осуществление фотосъемки фрагментов проектной деятельности.
11. Размещение на информационном сайте ДОУ материалов о проекте «Рождественские колядки».
Основной этап
Мотивирование детей на проектную деятельность.
2. Постановка проблемных вопросов.
3. Проектная деятельность.
1) Знакомство на группах с русской народной традицией празднования рождественских колядок.
2) Изготовление поделок, рисунков по замыслу. Изготовление масок для колядования. Изготовление подарков для родителей и друзей. Изготовление праздничных рождественских открыток. Выставка изделий.
3) Прослушивание и разучивание рождественских колядок:
«В ночном саду прозрачно и светло»,
«Добрый тебе вечер, ласковый хозяин»,
«Рождество Христово».
4) Прослушивание святочных рассказов, стихов детских писателей.
Загадывание загадок.
Л. Медведев «В сочельник»,
Н. Хвостов «Сочельник в лесу»,
А. Плещеев «Ёлка в школе»,
Б. Пастернак «Рождественская звезда»,
О. Ефремова «Рождество Христово»,
Н.Гоголь «Коляда»,
5) Ознакомление с характерными для святочного времени народными играми, потехами:
«Бабка Ёжка»,
«Прялица»,
«Шел мужик дорогою»;
Игра- классификация «Какие животные могли быть в вертепе? »,
игра- классификация «Символы Рождества».
6) Беседы по картинам русских художников.
Н. Пимоненко «Святочное гадание»,
К. Брюллов «гадающая Светлана»,
А. Кившенко «Колядки» (иллюстрации к повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»),
И. Крамской «Святочное гадание»,
Б. Кустодиев «Ярмарка», «Балаганы», «Карусель»,
П. Каверзиев «Ряженые».
7) Ознакомление с музыкальными произведениями:
П. Чайковский «Январь. У Каменька», «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»,
А. Вивальди «Зима»,
В. Моцарт «Колокольчики звенят»,
В. Суслин «Менуэт ёлочных игрушек»,
А Хачатурян «Вечерняя сказка».
8) Работа с родителями: ознакомление с народным праздничным этикетом
(оформление интерьера, столовый этикет, преподнесение детям
рождественских подарков).
Завершающий этап
Проведение праздничного развлечения «Рождественские колядки».
Создание презентации и ее демонстрация.
Сценарий «Рождественских колядок» прилагается к описанию проекта.
III. Внедрение и распространение опыта работы по теме проекта.
Представление материала на сайте ДОУ http://ped-kopilka.ru/
Сценарий праздника «Рождественские колядки»
Цель:
Продолжать знакомить дошкольников с русскими-народными традициями (колядование, гадание, народные игры.)
Дети поют песню
Коляда-моляда Прикатила молода!
Мы нашли коляду Во Ивановом двору.
Как на улице мороз Подмораживает нос.
Не велит долго стоять, Велит скоро подать
Или тепленький пирог, Или маслица, творог,
Или денежку копьем, Или рубль серебром! Воспитатель группы:
Коляда пришла,
Смех, веселье принесла!
Становись- ка в кружок
Да поводим хоровод!
(Хоровод- движения в соответствии с текстом__)
(Дети садятся на места)
Коляда читают стихи
1-й колядовщик.
Я — маленький юнчик,
Сел на стульчик,
Снял колпачок:
Пожалуйте пятачок!
Воспитатель даёт пятачок в корзину.
2-й колядовщик
В печи сидит на нас глядит
Кто даст - золотой глаз
Кто не даст - коровий глаз
Забодаем, забодаем!
Воспитатель: Вот вам конфетки. Не скучайте детки.
(Звучит музыка «Цыганочка» входит цыганочка, танцует).
Цыганочка: Здравствуйте! Вот, ходила, блудила, до вас добродила!
Воспитатель: Здравствуй цыганочка!
Цыганочка: Позолоти ручку хозяюшка!
(воспитатель дает цыганке денежку)
Цыганка: А давайте я вам погадаю!
(Цыганка предлагает игру «Кем будешь?»)
Игра:«Валенок» (ребенок бросает валенок через плечо, на кого носок валенка укажет, тот пляшет).
Цыганочка: А вот я с собой мешочек принесла, да мешочек не простой. Погадаем! Что кому достанется, То тому и сбудется!
Игра: «Кто, что достанет из мешка».Дети поочередно достают из мешка предметы.
Цыганочка:
Хлеб - всегда сытый будешь в этом году.
Монетка - много денег будет в этом году.
Конфетка – жизнь будет сладкой.
Узелок – в доме твоем будет радость.
Чеснок – всю нечистую силу прогонит.
Колечко – на свадьбе гулять будешь.
Лук – болеть некогда не будешь.
Шишка – трудолюбивым будешь.
Горох – друзей много будет.
Цыганочка: Вот и погадала я вам ребятки.
- А плясать то вы умеете?
Воспитатель: Наши дети очень любят плясать.
- Ну-ка ребятишки выходите и с цыганочкой попляшите.
(общая пляска под русскую народную песню).
Воспитатель: Повеселились на удивленье! Заслужили угощенье.
Коляда: Ну вот и закончились наши посиделки. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.