Музыкальное воспитание является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно.
Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.
Учитывая, что главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе является уход от учебной деятельности (занятий), предлагаю организованную игровую ситуацию для детей 6-7 лет на развитие чувства ритма, ладо-высотного слуха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««У белочки Настасьи - день рождения» »
Музыкальное воспитание является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно.
Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.
Учитывая, что главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе является уход от учебной деятельности (занятий), предлагаю организованную игровую ситуацию для детей 6-7 лет на развитие чувства ритма, ладо-высотного слуха.
«У белочки Настасьи - день рождения»
Цель: закрепить у детей чувства ритма, дать возможность исследовать и изучать на практике возможности голосового аппарата; формировать слухо-двигательно-зрительные представления о музыкальном пространстве (верх – низ) и музыкаьном времени (долгий – короткий); воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню; развивать навыки выразительных движений (ходить под музыку, не наталкиваясь друг на друга, не шаркая ногами); развивать творческое воображение.
Матернал иоборудование: имитация лесной опушки; ширма-раскладушка для оборудования домика белки; невысокий стол, накрытый скатертью; детская посуда; стульчики по количеству «гостей»; костюмы для инсценировки; небольшие коробочки – «подарки»; маленький букет цветов; шумовые инструменты; карточки с «музыкальными узорами»: точки и линии.
Предварительная работа: упражнения, игры на развитие чувства ритма, знакомство с «музыкальными узорами»: точки и линии (донотная запись музыки), заучивание стихотворения В. Гвоздева «День рождения», подготовка инсценировки «У белочки день рождения».
Ход игровой деятельности.
Музыкальный руководитель. Ребята, я предлагаю совершить увлекательное путешествие.
В лес сегодня мы пойдем,
И друзей себе найдем.
Дорога будет нелегка:
И опасна, и трудна.
Дети выполняют двигательное упражнение «Отправляется отряд» (разработано М. Картушиной)
Отправляется отряд Шаг марша
Наших храбрых дошколят.
На носочках мы шагаем, Ходьба «змейкой» на носках
На цветы не наступаем.
Чтобы не промокли ножки, Поскоки
Мы поскачем по дорожке.
Мы на пяточках пойдем Ходьба на пятках, руки сцеплены
И лопаточки сведем. сзади в «замок»
Мы галопом побежали Боковой галоп
И несколько не устали.
Мы присядем, а потом Ходьба в приседе
Под кустами ход найдем.
Вот как славно мы гуляем, Спокойная ходьба с подъемом
Руки дружно поднимаем, рук вверх, в стороны, к плечам
Руки в стороны, к плечам.
Пора остановиться нам. Остановка
Дети подходят к имитированной лесной опушке..
Музыкальный руководитель. Вот мы и пришли в лес. Посмотрите пожалуйста под эту ель. Мне кажется, кто-то здесь играл и забыл шумовые инструменты.
В корзиночках лежатшумовые инструменты:кубики, шумелки-погремушки (пластмассовыеяйца от киндер-сюрпризов,наполненные крупой), деревянные ложки, общее количество котрых равно количеству детей. Давайте возьмем их с собой и попробуем вернуть хозяину.
Каждый ребенок берет по одному набору шумовых инструментов:пару кубиков, шумелку-погремушку, деревянные ложки, таким образом, группа детей делится на три подгруппы.
Музыкальный руководитель. Как вы думаете, кто мог забыть здесь эти инструменты? (ответы детей).Убедиться в правильности ваших предположенийпоможет ответ на загадку:
На ветке не птичка,
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто это?
Дети. Белка!
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня белка празднует день рождения. Что же это за день такой?
Дети: Я в отличном настроенье
От сегодняшнего дня,
Потому что с днем рожденья
Поздравляют все меня.
Дарят чудные наряды:
Туфли, платья и банты.
И я очень, очень рада,
Что сбываются мечты.
Все милы мне поздравленья –
Ваших тоже очень жду!
Жалко лишь, что день рожденья –
Только раз всего в году!
(В. Гвоздев)
Музыкальный руководитель. Сегодня у белочки Настасьи очень радостный и необычный день. Она ждёт гостей, чтобы отпраздновать свой день рождения. Белочка заранее отправила друзьям пригласительные открытки и теперь хлопочет у стола, напевая свою любимую песенку.
(Роли в инсценировке исполняют заранее подготовленные дети).
Входит Белочка, исполняет песенку под фортепиано, сопровождая ее движениями танцевального характера.
Белочка:
Жду гостей я с нетерпеньем—
У меня ведь день рожденья!
Рада видеть я друзей.
Заходите поскорей!
Раздается стук в дверь. М.Р. выстукивает два раза ритмический рисунок:
М.Р. А вот и первый гость на пороге. Кто же это в дверь стучит? Сейчас повторят услышанный стук ребята, которые держат в руках шумелки-погремушки. (Подгруппа детей повторяет ритмический рисунок два - три раза.)
Кто мне скажет, какой это ритм? (Медленный, тяжёлый.) Давайте все вместе повторим его, прохлопав в ладоши.
Белочка принимает, подарок благодарит медведя и усаживает его за стол. Наливает медведю чай иснова поет своюпесенку. Раздается стук в дверь.М.Р. выстукивает два раза ритмический рисунок:
Музыкальный руководитель. А вот и второй гость пожаловал! Повторят услышанный стук ребята, которые держат в руках деревянные ложки. (Подгруппа детей повторяет ритмический рисунок.) Какой это стук? (Осторожный, вкрадчивый.) Теперь вместе повторим его, прохлопывая в ладоши. (Дети воспроизводят ритм.)
Белочка принимает подарок, благодарит лису и усаживает еёза стол. Наливает лисе чай и снова поёт свою песенку. Раздаётся стук в дверь.
М.Р. Выстукивает два раза ритмический рисунок:
.
Музыкальный руководитель. А вот и третий гость у двери появился и стучит в неё! Этот стук повторят ребята, которые держат в руках кубики. (Подгруппа детей повторяет ритмический рисунок.) Кто мне скажет, а это какой стук? (Нетерпеливый, быстрый, прыгающий.) А теперь все вместе прохлопаем ритм в ладоши. (Дети выполняют, задание) Белочка открывает дверь, заходит заяц.
Белочка принимает подарок, благодарит зайца, усаживает его за стол. Наливает зайцучай и садится рядом с гостями.
Музыкальный руководитель. Ребята, у белочки сегодня такой радостный и счастливый день: сколько гостей пришло её поздравить! Надо и нам белочку поздравить. Но что же ей подарить, как вы думаете? (Выслушиваются предположения детей). Прежде всего мы подарим Белочке цветы, потому что все девочки и женщины их очень любят. Ну, и конечно, лучший подарок – это песня! Чтобы попасть в дом именинницы необходимо постучать в дверь. Илья (имя ребенка к которому обращается музыкальный руководитель), придумай, как ты постучишь в дверь домика. Только помни, что твой ритмический рисунок должен отличался от стука предыдущих гостей!
Ребёнок отстукивает придуманныйритм. Все дети повторяют его, прохлопывая в ладоши. Вызывая детей из разных подгрупп, музыкальный руководитель предлагает ребятам проявить творчество ипредложить свой ритмический рисунок. Все дети повторяют ритмический рисунок, прохлопывая его владоши.
Музыкальный руководитель. Ну вот мы постучали в дверь. Думаю, что хозяйка услашала нас.
Из дверей домика выходит Белочка Настасья, здоровается с детьми и приглашает в гости.
Музыкальный руководитель. Белочка Настасья, поздравляем тебя с днем рождения. (Музыкальный руководитель дарит белочке маленький букет цветов). Мы тебе возвращаем шумовые инструменты, которые ты оставила на лесной опушке. Кроме этого, у нас для тебя необычный подарок. Мы знаем, что ты любишь петь, поэтому вручаем тебе музыкальные картинки. А что это за картинки – мы сейчас покажем. (Приложение). Теперь долгими зимними вечерами ты будешь петь вместе с друзьями, вспоминая ребят.
Чтобы был наш праздник ярок
Дружный маленький народ
Имениннице в подарок
Приготовил хоровод.
Дети вместе с участниками инсценировки исполняют русскую народную песню «Каравай». Затем проводится импровизированный танец. («Белочка» показывает движения, дети – повторяют…). После исполнения танца дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель. Ребята, уже наступила зима, в лесу холодно и голодно. Чем же питаются наши лесные друзья? (ответы детей). Давайте поможем Белочке.
Игра – эстафета «Помоги Белочке»
2 обруча, 2 корзиночки. В одном из обручей лежат «запасы на зиму». Их надо перенести в корзиночке в другой обруч, который располагается у домика Белочки.
Музыкальный руководитель. Вот мы и с этим заданием справились. Кушай Белочка на здоровье и нас вспоминай добрым словом.
Вот как весело всем было у белочки!
А как же иначе? Ведь день рождения — самый лучший праздник!
Белочка: Спасибо вам за праздник. Примите от меня угощение.
М.Р.: А теперь пришла пора прощаться,
Надо в группу возвращаться.
Приложение
«Два друга».Пара детей поет две разные линии: вверху (Рис. 1) и внизу (Рис. 2). Пропевание звуков сопровождать движением руки.
Рис.1 Рис. 2
«Слепой музыкант». Пение с закрытыми глазами на ощупь.
Лист ватмана разлаживается на полу. На нем приклеены вверху и внизу две линии из тесьмы (или веревок) разной толщины и текстуры. Их разница должна отчетливо определяться на ощупь. Взрослый показывает как поются эти линии, закрыв глаза и ведя по ним пальцами. Дети повторяют.
«Маленькие и большие волны. Извилистые линии». Пение линии с показом рукой (волнистая линия). Первый раз пропевается линия, раскачивая звук в узком диапазоне - тон или полутон (Рис.1), второй раз - увеличивается амплитуда, глиссандируя голосом вверх — вниз, как по волнам (Рис.2). Третий раз - исполняется на два голоса: партию «маленьких волн» поют дети, сверху накладывает свою партию музыкальный руководитель - «большие волны» (Рис.3) .
Рис.1 Рис. 2 Рис. 3
«Дорожка игорка». «Зайти» голосом на горку по ступенькам и съехать с нее на санках.
«Искорки». Изобразить мерцание искорок вверху и внизу. Очень коротко произносить на разной высоте звук «у», помогая себе указательным пальцем.
…….
…….
«Концерт. Поем по записи».
Разделить детей на подгруппы. Спеть по рисунку, накладывая одну линию на другую по сигналу дирижера.