Просмотр содержимого документа
«Занятие "Чем живая природа отличается от неживой природы"»
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Чем живая природа отличается от неживой природы»
Цель занятия: сформировать понимание признаков отличия живой природы от неживой, представление о неразрывной связи человека с природой, (человек- часть природы).
Задачи.
Развивающие:
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.
Ожидаемые результаты: дети будут знать объекты и характерные признаки живой природы, уметь определять по названию, находить отличительные признаки.
Актуализация знаний детей.
На Земле, где мы живем, есть моря и океаны, леса и степи, города и поселки, пустыни и ледники. Что из этого списка не относится к природе? (города и поселки)
Игра: «природа живая-неживая». Детей разделить на 2 -3 команды. Воспитатель называет объект, если он относится к живой природе, нужно поднять руку. Побеждает команда, где меньше сделано ошибок.
3.Дать детям возможность самим предложить названия объектов.
4.Рассмотреть рисунок и определить, что относится к живой, а что к неживой природе.
Обсуждение вопроса, чем живое отличается от неживого
З адание 1. Сравните улитку и камень
( свернувшаяся улитка похожа на камень, но в отличие от него улитка передвигается для добычи пищи, питается, дает потомство, рождается и умирает.)
Вывод: улитка- это животное. Все животные передвигаются, питаются, дают потомство, то есть рождаются и умирают).
Дополнение воспитателя о «сидячих» животных-губках, коралловых полипах, которые научились ловить добычу и питаться, не передвигаясь. Питание, рост, размножение-основные признаки живого, так как без питания наступает гибель организма.
к оралловые полипы
Проблемный вопрос: растение живое или нет?
З адание 2. Рассмотрите рисунок дерева и цветка. Какие части тела на нем видны? (корень, стебель, листья, цветок). Что удерживает растение на земле, и оно не падает? (корень и стебель, чем больше растение, тем больше корневая система и плотнее стебель-ствол.)
Игра «Кто я?»
Воспитатель: Я буду вам загадывать загадки, а вы должны их отгадать, если это относится к живой природе – поднять руки вверх и помахать, а если к неживой – замереть.
Я умею свистеть, выть, раскачивать деревья. Кто я? (Ветер)
Я умею расти, цвести, радоваться. Кто я? (Растение)
Я умею летать, бежать, плыть по небу. Кто я? (Облако)
Я умею согревать, освещать. Кто я? (Солнце)
Я умею питаться, передвигаться, дышать Кто я? (Человек, птица, насекомое, животное)
Я умею летать, кружиться, укрывать поля. Кто я? (Снег)
Демонстрация подъема воды на ветке, опущенной накануне в подкрашенную воду.
В цветках растения образуются семена, из которых вырастает новое растение. Одно растение может дать много новых растений, например, одуванчик. То есть, растение размножается.
Вывод: растение –живой организм, так как питается, растет, размножается.
Рефлексия.
1.Дополнить предложения.
На планете Земля есть вода, светит солнце, иногда дует ветер, растет трава и деревья, бегают животные и это называется…..(природа).
Вода, солнце, ветер-это……..(неживая природа).
Трава, деревья, животные- это……….(живая природа).
Основные признаки живого это……..(питание),……(рост),…….(размножение).
2 .Нарисуйте стрелками откуда и как вода попадает в листья дерева, куда девается неиспользованная растением вода.
3. Составьте рассказ «откуда у коровы молоко», используя слова: луг, трава, солнце, корова, молоко.
Воспитатель: Давайте с вами на примере опытов посмотрим, что может произойти, если природу не беречь, а только брать у природы. (На столе: кусок мела и два стакана, один пустой, другой с водой)
Опыт №1 «Опыт с водой»
Воспитатель переливает часть воды из одного стакана в другой.
Воспитатель: Что стало с водой, она перестала, быть водой или нет? (ответы детей)
Воспитатель: Вода осталась быть водой, ее только ее стало меньше.
Опыт №2 «Опыт с мелом»
Один из детей берет мел и ломает его пополам.
Воспитатель: Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мел остался мелом, только кусочки стали меньше; вода осталась быть водой, но ее стало меньше. А как вы думаете, что произойдет с травинкой, деревцем, жучком или животным, если их постоянно уничтожать, ломать?
Дети: Они исчезнут.
Воспитатель: А что необходимо делать, чтобы этого не случилось? (ответы детей).