В данной публикации содержится паспорт методического кабинета дошкольного образовательного учреждения. Составлен с учетом требований, предъявляемых к организации деятельности методической службы в детском саду. Прописаны назначение, задачи и функции, изложены основные подходы к систематизации материалов, содержащихся в методическом кабинете ДОУ. Дана схема кабинета, которая позволяет наглядно увидеть расположение всего оборудования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Назначение методического кабинета ДОУ- оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности и их профессиональном самосовершенствовании.
Задачи и функции:
1. Научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.
2. Организация и координация педагогического процесса ДОУ.
3. Организация повышения квалификации работников ДОУ.
4. Консалтинговая помощь родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
5. Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта.
Методический кабинет призван обеспечить:
- достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;
- построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
- адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
- эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
- взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями.
Оборудование: представлено на схеме.
Технические средства:
Название технического
средства
Марка
Год
приобретения
Компьютер
ASUS P5LD2 - VM
2008
Сканер-принтер-копир
hp Photosmart 2573 All-in-One
2007
Сканер-принтер-копир
EPSON L210
2013
Документ-камера
AVerVision F-siries
2013
Ноутбук
RAYbook Si152.4
2013
Мультимедиа проектор
EPSON
2013
Материал методического кабинета рассортирован на блоки:
Нормативные и инструктивные документы
Учебно-методическое обеспечение
Наглядно-иллюстративные материалы
Литература педагогическая, детская, периодические издания
Документация по содержанию работы ДОУ
Нормативно-правовые документы
№
Название документа
1
Семейный кодекс РФ
2
Трудовой кодекс
3
Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”
4
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации»
5.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384)
6.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
7.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.12.2014 № 08-1937 "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования"
8.
Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”
9.
Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”
10.
Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”
11.
Концепция дошкольного воспитания
12.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)
13.
СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
14.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрированного Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408
15
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие дошкольного образования города Владимира на 2013-2015 годы»
(постановлениеГубернатора Владимирской области от 31.10.2011 № 1176)
16
Приказ Департамента образования администрации Владимирской области № 1213 от 25.09.13г. «Об утверждении плана внедрения ФГОС ДО на 2013-14 годы».
Учебно – методическое обеспечение
Содержание воспитательно-образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Владимира «Центр развития ребенка – детский сад № 102» определяется:
- Комплексной Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» авторы - Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева.
- Комплексной прогаммой “Радуга” – авторы - Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова.
Реализация содержания выбранных дошкольным образовательным учреждением основных и дополнительных (парциальных) учебных программ и достижение им прогнозируемого результата обеспечивается наличием учебно-методического и дидактического комплекса в соответствии с требованиями программ и включает в себя:
методические руководства
учебно-методические пособия и специальную литературу
комплекты рабочих тетрадей для работы с детьми
наглядно-практический, демонстрационный материал
дидактические пособия
научную, энциклопедическую и художественную литературу
отражает специфику деятельности в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 102 и систематизировано по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие; речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Направление развития (стандарт)
Авторы, название программ (методических разработок)
Ключевые положения программ (методических разработок)
Дидактическое обеспечение
Физическое
В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления»
Ю.Ф. Змановский «Воспитаем детей здоровыми»
Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина, Л.К.Михайлова «Старт»
Л.Д.Глазырина «Физическая культура-дошкольникам»
Формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогическизх условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.
Воспитание физических качеств у детей.
Сотворчество взрослых и детей с использованием нетрадиционных способов физического развития, оздоровления
Спортивное оборудование. Традиционный и нестандартный инвентарь. Фонотека.
Картотека игр и упражнений, различных видов гимнастик.
«Я – ты – мы» программа социально-эмоционального развития детей.
Создание у детей эмоционально-положительного настроя в отношениях друг с другом и окружающими.
Развитие навыков сотрудничества, становление чувства уверенности в себе. Умение справляться с чувствами.
Подборка художественной литературы. Иллюстративный материал.
Дидактические игры. Картотека игр и упражнений.
Интеллектуальное и познавательно-речевое
Учебный центр Л.А.Венгера «Развитие»
Е.В.Колесникова «Математические ступеньки»
З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи»
С.Н.Николаева «Юный эколог»
Развитие способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире.
Формирование математических навыков.
Приобщение детей к чтению.
Формирование экологической культуры.
Методические рекомендации, пособия. Игры.
Методические пособия и комплекты рабочих тетрадей.
Наличие библиотеки и фонотеки. Портреты детских писателей
Методические рекомендации, технология. Наглядно-демонстрационный материал, дидактические пособия, игры.
Художественно-эстетическое
С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду»
А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»
Т.Н.Девятова «Звук-волшебник»
И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Ладушки»
Б.М. Неменский
А.И. Савенков
Обучение основам хореографического искусства.
Развитие потребности детей в творческом самовырвжении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Обогащение детей музыкальными знаниями в процессе насыщенной музыкальной игры.
Формирование эмоционально-художественного взгляда на окружающий мир. Творческое преобразование действительности
Развитие творческого потенциала личности.
Фонотека. Музыкальные инструменты. Наглядно-иллюстративный материал.
Дидактические пособия и игры. Нестандартное оборудование для шумового оркестра.
Специальная литература Репродукции картин Портреты художников. Иллюстративный материал. Дидактические игры и пособия.
Изоматериалы и разнообразный материал для творчества.
Конструирование
Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
Развитие конструкторских и художественных способностей детей.
Различные виды конструкторов. Схемы. Материалы для художественного труда.
Творчество
Е.А.Юзбекова «Ступеньки творчества»
А.М. Страунинг ТРИЗ-РТВ
Развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением.
Картотека дидактических игр и упражнений
Практический материал.
Научно-методические материалы, обосновывающие содержание коррекционной работы в детском саду:
А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. «Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития»;
Н.Д. Шматко. «Дети с отклонениями в развитии»;
Е.В. Колесникова. Наглядно-методический комплект для индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями в дошкольных учреждениях и в семье - «500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети 3-7 лет»
«Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь №1 для детей 3-5 лет»
«Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь №2 для детей 5-7 лет»
Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение»
«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой.
Наглядно-иллюстративные материалы включают в себя наборы картин, папки, ширмы, игрушки, настольно-печатные игры по всем разделам программы и образовательным областям
Педагогическая литература расположена
- по рубрикам-разделителям, соответствующим разделам методического кабинета
- по образовательным областям
- литература по вопросам педагогики и психологии
- коррекционная работа
- работа с родителями
- словари, справочники, познавательная литература.
Детская литература распределена по авторам, выделены отдельные тематические сборники: сказки, рассказы о животных.